Экс-премьер Зураб Ногаидели теперь оппонент власти.
Фото Reuters
В Тбилиси экс-премьер Зураб Ногаидели провел презентацию своей партии – «Движение за справедливую Грузию». Учредительный съезд новой оппозиционной политической силы запланирован на будущий год. Однако действовать Ногаидели намерен уже сейчас, еженедельно проводя региональные конференции и открывая подразделения партии на местах, – «ситуация не терпит отлагательства».
Отказ в предоставлении Грузии ПДЧ на последнем министериале НАТО придал оппозиции новое дыхание. Ногаидели форсировал создание партии, что собирался делать только весной, а экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе в среду вечером обрушилась на власти с жесточайшей критикой, назвав их невменяемыми и неадекватными. «Грузия не получила ПДЧ только из-за властей... Из-за их неадекватности и безответственности мы потеряли перспективу в ближайший период приблизиться к НАТО», – заявила она на пресс-конференции.
Всегда сдержанного политика было не узнать. Она едва не сорвалась на крик при упоминании военных учений, которые на днях прошли на полигоне Орфоло. «Против кого эти бессмысленные учения?! В то время как беженцы, появившиеся после августовской войны, все еще находятся в тяжелейших условиях, в стране серьезнейший кризис и страны-друзья, несмотря на свои проблемы, пытаются нам помочь, власти глупо разбазаривают деньги на полигоне», – заявила Бурджанадзе. По ее словам, они потеряли доверие как внутри страны, так и вне и потерпели крах по всем приоритетам: в обеспечении целостности страны, в отношениях с НАТО и в формировании нормальных отношений с Россией. «Мы должны сделать все для координации действий политических сил, чтобы добиться проведения демократических выборов и конституционным путем изменить власть», – заявила Бурджанадзе.
О необходимости консолидироваться для эффективной борьбы с властями в стане оппозиционеров не говорит только ленивый. Реальность же иная, не считая успешно завершающихся переговоров об альянсе между «Новыми правыми» экс-кандидата в президенты Давида Гамкрелидзе и авторитетной Республиканской партией. Популярная Лейбористская партия отошла в сторону и едва не выражает недоверие всему политическому спектру. Объединенная оппозиция Грузии (ООГ), еще в начале года включавшая в себя более 10 партий, по сути, развалилась и напоминает инерционное партнерство 7–8 относительно популярных политиков. И даже ожидавшийся союз Ногаидели–Бурджанадзе не состоялся. Недавние второе и третье лица государства пока идут различными путями, несмотря на то что декларируют одни и те же цели: досрочные выборы, нормализация отношений с Россией, улучшение имиджа Грузии, внедрение эффективной экономической программы, ну и, естественно, возвращение к демократическим ценностям.
При такой разобщенности о конце политической карьеры Саакашвили будущей весной оппозиция тем не менее говорит как об исторической неизбежности. В четверг консерватор Каха Кукава даже заявил, что в апреле президент предстанет перед судом за содеянные преступления. В качестве будущего главы государства все чаще называются Нино Бурджанадзе и посол в ООН Ираклий Аласания.
Также вчера масла в огонь подлили информ-
агентства, «процитировавшие» министра иностранных дел Абхазии Сергея Шамбу, который не исключил «возможность нахождения двух равноправных субъектов – Абхазии и Грузии – в составе единого государства, если Аласания займет высший политический пост». Однако в беседе с корреспондентом «НГ» Шамба опроверг эту информацию: «От нашего предложения о конфедеративном государстве Тбилиси отказался в 1999 году, а теперь разговоры о едином государстве бессмысленны. Ираклий Аласания пользуется нашим уважением, но об общем государстве речи нет».
Сам Аласания, люди из его окружения воздерживаются от любых комментариев по внутриполитической ситуации, никоим образом не обозначая какие бы то ни было амбиции, если они и есть. В такой ситуации власти, похоже, главным противником считают Бурджанадзе. На днях СМИ обнародовали информацию о том, что на прошлой неделе в Германии она в присутствии грузинского омбудсмена Созара Субари встречалась с людьми российского премьера Владимира Путина, а также с лидерами грузинской диаспоры в Москве, известными прокремлевскими взглядами. Встречи якобы организовал прославившийся скандальными обвинениями властей экс-посол в России Эроси Кицмаришвили. С учетом состояния российско-грузинских отношений такая информация может оказаться сродни обвинению в шпионаже.
«Это обычная для властей практика шельмования оппонентов. Нино Бурджанадзе с указанными людьми не встречалась», – заявили «НГ» в аппарате экс-спикера. Это же подтвердила заместитель омбудсмена Грузии Софо Хоргуани. «Бурджанадзе и Субари находились в Германии по отдельным приглашениям. Совместная встреча у них действительно была, но совсем не с теми людьми, о которых говорится, а с бизнесменом Кибаром Халваши, который сейчас просит политического убежища в Германии и требует от грузинских властей возвращения принадлежавшей ему телекомпании «Рустави-2». Этот вопрос, кстати, принят на рассмотрение народным защитником Грузии», – заявила «НГ» Хоргуани.
Кибар Халваши – фигура в новейшей истории Грузии любопытная. Он – близкий друг экс-министра обороны Ираклия Окруашвили. Вскоре после революции роз Халваши неожиданно выкупил 78% акций телекомпании «Мзе» и 100% акций «Рустави-2», причем только 6 млн. долл. заплатил не кому-нибудь, а фактическому владельцу, экс-послу в России Эроси Кицмаришвили. После того как у Окруашвили начались известные неприятности с властями, в опалу угодил и Халваши. По словам одного из лидеров ООГ, адвоката Эки Беселия, у предпринимателя отобрали бизнес, в том числе заставили переоформить доли в телекомпаниях. На пресс-конференции, состоявшейся в офисе омбудсмена, Беселия заявила, что «прокуратура должна заинтересоваться тем, в какой форме участвовали в процессе переоформления упомянутых телекомпаний высокие должностные лица во главе с президентом Михаилом Саакашвили».
Знаменательно, что свои претензии озвучил и Кицмаришвили, заявивший на днях, что в свое время уступил телекомпанию «Рустави-2» Кибару Халваши под давлением властей.
Телекомпания «Рустави-2» уже становилась фактором, консолидировавшем оппозицию. В период правления Эдуарда Шеварднадзе ее пытались закрыть налоговые органы. Отчаянные призывы журналистов в прямом эфире вывели на улицы все оппозиционные силы, забывшие ради свободы слова о междоусобицах. Сегодня ситуация несколько иная. Но, по мнению наблюдателей, оппозиции непременно следует объединиться – отступать некуда, слишком много обвинений и угроз брошено в адрес властей. Причем таких, которые при желании можно трактовать как призывы к свержению конституционного строя со всеми вытекающими последствиями. Власти пока выжидают.