Российские солдаты обеспечивают мир в Абхазии на основе двустороннего договора.
Фото Reuters
Сегодня в Сухуме ожидают представительную делегацию ООН. Международные дипломаты пробудут в Абхазии два дня, встретятся с руководством страны, посетят проблемный Гальский район, населенный преимущественно грузинами. Главная же тема переговоров – статус и будущий мандат Наблюдательной миссии ООН в республике.
Как говорится в официальном сообщении, делегация департаментов ООН по миротворческим операциям и политическим делам прибудет в Сухум 4 декабря для обсуждения будущего мандата наблюдателей Миссии ООН в Абхазии. Члены делегации в четверг встретятся с министром иностранных дел республики Сергеем Шамбой, спикером парламента Нугзаром Ашубой, секретарем Совета Безопасности Станиславом Лакобой, представителями неправительственных организаций, в пятницу в Гальском районе с полномочным представителем президента Абхазии Русланом Кишмарией.
Главная проблема – название и функция миссии. Сухум предпочитает, чтобы дипломаты ООН находились на постоянной основе в республике под названием «Миссия ООН в Абхазии». Такой вариант не устраивает ООН, поскольку подобная «вывеска» в определенной степени означала бы признание Абхазии в качестве суверенного государства, а это в планы ООН пока не входит. Но Сухум понять можно. Если прежде абхазская сторона вынуждена была мириться с названием «Миссия ООН по наблюдению в Грузии», то теперь, будучи признанной в качестве независимого государства Россией и Никарагуа, Абхазия рассчитывает на более уважительное отношение со стороны международных субъектов и институтов. Об этом не так давно недвусмысленно заявил президент Сергей Багапш, подчеркнувший при этом желательность и необходимость контактов с ООН.
«Мы действительно заинтересованы в нахождении представителей ООН в Абхазии. Название, на мой взгляд, в данной ситуации хотя и важно, но не первостепенно – компромисс всегда можно найти, было бы желание», – заявил «НГ» Сергей Шамба. Пикантность ситуации в том, что мандат Миссии ООН по наблюдению в Грузии, по сути, автоматически продлевался на каждые полгода. Сейчас он действителен до февраля 2009 года. Но, как сказал «НГ» Шамба, с момента последней пролонгации мандата произошли события, повлекшие за собой серьезные изменения в регионе: выход Грузии из Московских соглашений, что, в свою очередь, повлекло разрушение существовавшего формата, уход российских миротворцев из зоны конфликта, ввод в республику российских Вооруженных сил на основе двустороннего российско-абхазского соглашения и т.д.
«Таким образом, прежних функций у наблюдателей нет, но при этом есть мандат, есть обоюдное желание сторон в их нахождении на территории Республики Абхазия. Значит, надо найти для них функциональное решение. Причем не из пальца высосанное, а конкретное и эффективное», – заявил «НГ» глава абхазского МИДа. По его словам, в Женеве на второй встрече по обсуждению ситуации на Кавказе этот вопрос рассматривался, и абхазской делегации удалось добиться понимания.
«На мой взгляд, вполне реально и логично, чтобы наблюдатели ООН осуществляли мониторинг зоны безопасности, за которую отвечает абхазская сторона. При этом наблюдатели ЕС могли бы заниматься этим на грузинской стороне. В документах четко может быть прописано количество сотрудников правоохранительных структур, военных, находящихся в этих зонах, и наблюдатели могли бы все это контролировать. Другое наше предложение, озвученное в Женеве, – возобновление работы комиссии по урегулированию конфликта, которая, как и прежде, могла бы перманентно проводить заседания в Чубурхинджи. Мы также предложили возродить совместную группу по расследованию нарушений в зонах безопасности... Во всех этих структурах наблюдатели ООН могли бы присутствовать. И даже, допустим, контролировать количество российских военнослужащих, дислоцированных в Абхазии на основе двустороннего межгосударственного договора, к которому ООН отношения не имеет», – считает Сергей Шамба. То же, к чему пытается вести дело Тбилиси, – исключить представителей ООН и вовлечь в процесс урегулирования ЕС, «продолжающего считать Абхазию неотъемлемой частью Грузии», глава абхазского МИДа называет попыткой сыграть в одни ворота. «К тому же у представителей ЕС нет такого опыта, как у ооновцев, все эти годы занимавшихся грузино-абхазской проблематикой», – сказал «НГ» Сергей Шамба.