Президент Эмомали Рахмон призвал мировое сообщество оказать помощь Таджикистану. С трибуны Международной конференции по финансированию развития, которая в минувшие выходные проходила в столице Катара – Дохе, Рахмон отметил негативное влияние мирового финансового кризиса на беднейшую центральноазиатскую республику. О тяжелых проблемах своей страны он рассказывал в ходе всего визита по странам Востока.
«Неустойчивая мировая финансовая система, оказывающая влияние и на финансовый рынок, и на реальный сектор экономики, нанесла значительный ущерб развивающимся странам. В них наблюдаются сокращение притока капиталов и ослабление темпов экономического развития и получения доходов», – отметил Эмомали Рахмон. Другим фактором негативного воздействия кризиса на Таджикистан и другие страны Центральной Азии он назвал уменьшение объема поступлений от экспорта в результате снижения мировых цен на сырье до 50%. Основной экспортной продукцией Таджикистана является алюминий и хлопок. Сельхозпродукция, которая также потенциально могла бы стать еще одной статьей дохода, не выдерживает конкуренции на рынке. В этой связи глава Таджикистана считает необходимым выровнять условия для производителей. Для этого, по его словам, «необходимо либо отменить эту систему субсидий, либо направлять часть этих средств на поддержку земледельцев развивающихся стран».
Для решения производственных задач Таджикистану необходимо решить энергетические проблемы. Республика второй год подряд – вначале из-за сильных морозов, а затем и маловодья рек – переживает жесточайший энергетический кризис. В нынешнем году по этой причине снижено производство электроэнергии на 15% и введен лимит на подачу электричества до шести-семи часов в сутки. Исключение пока сделано только для Душанбе. Импорт электроэнергии в объеме 4,2 млрд. кВт-ч из Узбекистана и Туркмении положения не спас. Энергетика Таджикистана требует значительных вложений. Поэтому Рахмон, несмотря на предварительные договоренности с Россией, в очередной раз пригласил в республику инвесторов, прежде всего для завершения строительства Рогунской ГЭС.
«Если страны и организации-доноры поддержат Таджикистан в реализации энергетических планов, то в скором будущем республика сможет экспортировать более 25 миллиардов киловатт-часов электроэнергии в Пакистан, Афганистан, Иран, Индию и другие страны», – сказал таджикский лидер. Аналитик Института стратегических исследований Аждар Куртов считает, что реализации этих планов помешает нестабильная ситуация в Афганистане. «Потенциальные инвесторы будут учитывать все существующие риски не только в стране, в которой предполагается осуществить внушительные инвестиции, но и в регионе в целом. Поэтому большого прорыва на этом направлении в ближайшее время не будет. Тем более в условиях мирового финансового кризиса», – сказал «НГ» Куртов.
А вот по мнению лидера Партии исламского возрождения, депутата парламента Мухиддина Кабири, Таджикистан реально может рассчитывать на помощь лишь тех стран, с которыми у республики давние хорошие отношения, – России, Ирана и стран Персидского залива, которые Рахмон посетит в ходе нынешнего турне. В минувшую пятницу он в Тегеране просил иранского коллегу Махмуда Ахмадинежада повлиять на недостаточные темпы строительства энергетических объектов – при участии Ирана в Таджикистане строится гидроэлектростанция «Сангтуда-2» и разрабатывается документация по строительству Шуробской ГЭС. Кроме этого иранцы ведут строительство автодорог и тоннелей. На очереди создание совместных предприятий: горноперерабатывающих, по ремонту вагонов для железнодорожных составов, производству энергосберегающих ламп. А уже в воскресенье Эмомали Рахмон заручился поддержкой эмира Катара Хамада ибн Халиф Аль Сани: он пообещал инвестиции на строительство мечети, школы и создание СП по переработке меда, фруктов, овощей, мяса и молока с последующим вывозом готовой продукции из Таджикистана в Катар. Вчера президент Рахмон прибыл в столицу Йемена – Сану, где также говорил о проблемах своей страны.
Мухиддин Кабири считает, что даже если инвестиции и появятся, то ситуация в республике изменится не скоро. Впрочем, полагает эксперт, Таджикистан в полной мере пока не ощутил влияния мирового финансового кризиса, поскольку финансовая система республики практически не интегрирована в мировую. Однако страна может столкнуться с серьезными проблемами после того, как на родину начнут возвращаться трудовые мигранты.