У Таджикистана появилась надежда, что строительство Рогунской ГЭС будет завершено.
Фото ИТАР-ТАСС
Таджикистан в ближайшее время может рассчитывать на участие в Таможенном союзе и стать партнером стран – учредителей Евразийского банка развития (ЕАБР). Об этом в среду в Душанбе заявил руководитель администрации президента России Сергей Нарышкин. По его словам, у Таджикистана откроются дополнительные возможности для получения инвестиций. Главное же – в ближайшее время может возобновиться строительство Рогунской ГЭС.
Сергей Нарышкин пояснил журналистам, что прибыл в Таджикистан, чтобы «сверить часы по договоренностям руководителей двух стран во время официального визита в Таджикистан президента РФ Дмитрия Медведева». По его словам, если в военно-политическом сотрудничестве остаются незначительные разногласия, то в гуманитарной и гидроэнергетической сферах достигнуто полное взаимопонимание: в 2009 году в Душанбе откроется филиал МГУ, а в начале года состоится официальный запуск Сангтудинской ГЭС-1, построенной РАО «ЕС России».
Судя по словам Нарышкина, теперь Россия готова взяться за реализацию другого глобального проекта – строительство Рогунской ГЭС, а также построить еще три небольшие станции на внутренних реках Таджикистана. Как заметил глава кремлевской администрации, на переговорах с Эмомали Рахмоном обсуждались детали строительства Рогуна. Для привлечения крупных инвестиций Таджикистану необходимо теснее интегрироваться в Евразийское экономическое сообщество. В частности, начать подготовку внутреннего законодательства для присоединения к Таможенному союзу (Россия, Казахстан и Белоруссия) и стать полноправным партнером ЕАБР, который ориентирован на финансирование крупных энергетических проектов.
Таджикистан еще в апреле нынешнего года подал заявку на вступление в состав участников ЕАБР. «Действительно, Таджикистан подал официальную заявку на вступление в Евразийский банк развития, и, надеюсь, в ближайшее время она будет удовлетворена», – сказал «НГ» член правления, директор по аналитической работе ЕАБР Владимир Ясинский. По его словам, пока рано говорить о реализации большого количества проектов в Таджикистане, финансируемых при участии ЕАБР, однако «в соответствии с нашим статусом и миссией мы будем прежде всего рассматривать инфраструктурные проекты интеграционного значения». Речь в первую очередь идет об энергетике и развитии транспортных коридоров.
«Что же касается участия в финансировании достройки Рогунской ГЭС, то, насколько нам известно, правительство Таджикистана совместно со Всемирным банком рассматривает схему формирования международного консорциума. Для создания такой конструкции, если придерживаться норм международного водного права, должен быть достигнут баланс интересов всех прибрежных государств бассейна трансграничного водотока, каковыми являются реки Сырдарья и Амударья. Пока имеются определенные противоречия между интересами государств верхнего и нижнего течения реки по режиму использования ее стока. Таким образом, решение о завершении строительства Рогунской ГЭС следует искать в политической плоскости», – сказал «НГ» Ясинский.
«Естественно, что резко отрицательное отношение к строительству Рогунской ГЭС в Узбекистане. Как известно, Ислам Каримов пытался заручиться поддержкой Москвы в том, что строительство крупных гидроэнергетических объектов на трансграничных реках должно решаться на региональном уровне. В противном случае конфликта не избежать. Поэтому независимо от того, кто возьмется достраивать Рогун, надо будет учитывать все существующие в регионе риски», – сказал «НГ» аналитик московского Института стратегических исследований Аждар Куртов. При этом он считает, что сложившаяся вокруг этой ГЭС ситуация имеет тенденцию к обострению.
В противовес Куртову заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Андрей Грозин считает, что у Душанбе появился шанс реализовать свою стратегическую задачу – обеспечить страну электроэнергией, когда будет достроена Рогунская ГЭС. Москва, по его мнению, похоже, всерьез берется за дело. «Такой поворот может объясняться изменившейся политикой Ташкента. Выход Узбекистана из ЕврАзЭС и предложение Москвы – события взаимосвязанные», – сказал «НГ» Грозин. Впрочем, он не исключает, что пока будет готовиться ТЭО по электростанции, у Узбекистана будет время подумать, переосмыслить свои внешнеполитические ориентиры. «В связи с этим может измениться и отношение России к строительству Рогуна», – заявил Грозин «НГ».
Напомним, что строительство Рогунской ГЭС корпорация «Русский алюминий» планировала завершить к 2009 году. Но из-за разногласий по ТЭО реализация амбициозного проекта была приостановлена. Таджикистан, не сумев создать международного консорциума, решил самостоятельно завершить строительство. Однако средств в бюджете оказалось явно недостаточно – строительство Рогуна оценивается в 3–4 млрд. долл. Теперь надежды Душанбе опять связаны с Москвой.