0
722
Газета СНГ Интернет-версия

26.11.2008 00:00:00

Очищение кризисом


Какими выйдут из кризиса Россия и Казахстан – этот вопрос более всего интересовал собравшихся за круглым столом «Глобальный финансовый кризис: его последствия и антикризисные программы России и Казахстана». Российский политолог Юрий Солозобов заострил проблему: вместе или поодиночке выйдут наши страны? Не растерзают ли их иностранные кредиторы Запада, забрав за долги предприятия? Не уйдут ли от доллара в зону юаня? Или же создадут собственную, рублевую зону?

Очевидно, такая апокалипсическая постановка вопроса не рассматривается правительствами наших стран, но возможность использовать кризисные условия для избавления от неэффективного производства, от излишних звеньев в экономике и управлении неоднократно декларировались ими, да и соответствующие меры начали приниматься.

Например, несмотря на критику бизнеса, борьбу с кризисом начали с поддержки банков – кровь экономики должна циркулировать, предприятия должны получать деньги. Но и в Казахстане, и в России сразу начались сбои, реальный сектор жалуется на отсутствие денег, несмотря на государственные вливания.

Как разовая мера во всем мире применяется национализация банков, в основном частичная и временная. Как рассказал вице-министр экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Галымжан Пирматов, в Казахстане сразу пошли дальше – фонд «СамрукКазына», объединяющий фонд государственных предприятий и фонд государственных инвестиций, не просто купил 25% акций четырех крупнейших банков страны, но и принес с собой инвестиционные программы. Так что деньги пойдут не в офшоры, не на нужды банков, а прямо в производство. И если учесть, что в стране с 2007 года действует программа «30 корпоративных лидеров Казахстана», поставившая цель модернизировать экономику и выйти на международные рынки с конкурентоспособной продукцией, то можно угадать, какие приоритеты будут при распределении государственных средств.

В России, к сожалению, продвижение денег к производителю будут только контролировать «комиссары» из ЦБ. При этом приоритеты, направленные на обновление производства, реструктуризацию экономики, не обозначены. И потому Юрий Солозобов призвал создавать не Агентство по реструктуризации долгов, а Агентство по реструктуризации экономики, подобно тому, как делал Рузвельт, а сейчас пытается делать администрация Буша, ужесточая доступ к 700 млрд. долл. по «плану Полсона».

Но пока рано говорить о послекризисном периоде, хотя бы потому, что никто не может предсказать, сколько продлится сам кризис. По мнению руководителя Центра стратегических разработок Михаила Дмитриева, правительства должны иметь как минимум два сценария – краткосрочный кризис, на который ориентирована программа из 50 пунктов и дополнительные субсидии, или же рассчитанная на более долгий срок, а потому и не предполагающая щедрой раздачи госсредств, чтобы после кризиса не остаться вообще без фондов и запасов.

Похоже, что в Казахстане рассчитывают на второй вариант. Там борьба с кризисом началась, собственно, даже не в 2007 году, а десятью годами раньше, еще при «том» кризисе 1997 года. Россия и тогда шла на год позже – дефолт был в 1998 году. Нурсултан Назарбаев заявил, что надо учиться жить так, словно у нас нет нефти. И был создан Национальный фонд, куда шли нефтедоллары. В России усилиями вице-премьера Алексея Кудрина также был создан Стабилизационный фонд, который он сумел сохранить и распечатать только сейчас. Эти подушки безопасности, как и практическое отсутствие государственного долга, дали нашим странам некоторую фору на «первой волне» кризиса. Казахстан сумел расплатиться с корпоративными долгами и столкнулся с трудностями «импортозамещения» денег. Как отметил заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Куат Кожахметов, внутренний рынок вырос на 6 млрд. долл. и дальше большого прироста не предвидится. И это при том, что капитал банков Казахстана составлял 95 млрд. долл., практически почти ВВП республики. Не зря среди мер по оздоровлению финансового сектора предусмотрена санация банков. Если в прошлом кризисе из более чем двухсот банков выжило два десятка, то сейчас, как отметил заместитель председателя Национального банка Республики Казахстан Данияр Акишев, из 36 почти 15 стоят перед проблемой срочного увеличения собственного капитала. Россия к такой замене капитала только-только переходит, да и санация банков, похоже, предстоит в большем объеме. Но не только санация волнует общественность. Как заявил на круглом столе депутат Госдумы Валерий Зубов, отечественный бизнес пока не подставил плечо государству. И, возможно, щедрая поддержка стимулирует, как опасается политолог Михаил Ремизов, безответственность бизнеса. Что, кстати говоря, широко обсуждается сейчас во всем мире. А потому после выхода из кризиса, предполагают участники круглого стола, мир станет другим и постулаты нынешнего рынка окажутся небесспорными. Роль государства возрастет, и бизнесу потребуются годы, чтобы доказать свою состоятельность. В то же время, как отметила эксперт Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Наталья Харитонова, кризис дал толчок дальнейшей демократизации общества. В частности, предложенные на днях в Казахстане изменения в законах, предусматривающие расширение политического спектра, обязательность многопартийного парламента, усиление роли массмедиа, подтверждают это.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1717
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1071
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
777
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1055

Другие новости