Виктор Ющенко не доволен тем, как Юлия Тимошенко ведет газовые переговоры.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Со вчерашнего дня украинско-российские газовые отношения перешли в стадию информационной войны. Юлия Тимошенко в понедельник отправила в «Газпром» делегацию «Нафтогаза Украины» для урегулирования долга. Однако процесс был фактически сорван украинской президентской стороной.
Когда в Москве начинались переговоры, в Киеве состоялся брифинг уполномоченного президента Украины по вопросам энергетической безопасности Богдана Соколовского. Он раскритиковал существующую логику формирования цены на газ, чем поставил под сомнение договоренности, которых удалось достичь премьерам Тимошенко и Путину.
Накануне украинская сторона признала существование долга, о котором ранее заявляли Дмитрий Медведев и руководитель «Газпрома» Алексей Миллер, и попросила об отсрочке платежей.
В момент сдачи номера в печать стало известно, что стороны предварительно договорились о погашении долга до 1 декабря. При этом представители украинской и российской компаний предполагали, что дальнейший газовый диалог будет нелегким и что без вмешательства на высшем политическом уровне газовые проблемы вряд ли могут быть разрешены.
Что касается долгов, то «Нафтогаз Украины» попытался решить вопрос самостоятельно. Еще в понедельник стало известно, что украинская компания обратилась к ряду банков с просьбой о финансировании для оплаты долга «Газпрому». В Москве украинская делегация предложила также рассмотреть возможность зачесть в оплату долга будущие платежи «Газпрома» за транзит газа в Европу по украинской территории. Однако в Киеве не скрывали раздражения сложившейся ситуацией.
Источник «НГ», близкий к переговорам, пояснил, что скандал, связанный с задолженностью, – «это чисто политический вопрос». По его словам, речь идет о так называемых технических долгах, то есть о расчетах, которые проводились несвоевременно, с задержкой в несколько недель – по молчаливому обоюдному согласию сторон. «Конечно, это нарушение. Но таких мелких нарушений можно найти тысячу – вот, к примеру, почему российская сторона вписала в сумму долга оплату за ноябрь, хотя время оплаты еще не наступило и объемы потребленного газа неизвестны? Если бы не политические нюансы, никакого долгового скандала не было бы», – уверен собеседник «НГ».
Версию о технических долгах подтвердил и глава украинского Минтопэнерго Юрий Продан: «Есть вопросы┘ Но это текущие расчеты, которые у нас всегда были». Кстати, в понедельник вечером Продан сообщил, что украинская сторона еще не получала уведомления о привлечении к разбирательству международных судебных инстанций. Этим Украине угрожала накануне российская сторона.
Все причастные к газовым переговорам чиновники намекают на то, что речь идет об информационной украинско-российской войне и что политические предпосылки для ее начала были созданы президентом Ющенко и его окружением. «Лирики» в украинской политике со страниц СМИ заявляют, что газовый удар со стороны России был нанесен по позициям украинского президента в ответ на украинско-российский конфликт из-за годовщины Голодомора. Прагматично настроенные политики уверены, что Ющенко умышленно спровоцировал конфликт, чтобы не позволить Юлии Тимошенко, как до последнего момента планировалось, одержать внутриполитическую победу в виде подписанных газовых контрактов, о которых премьеры Украины и РФ договорились ранее.
Украинский премьер попыталась в рамках урегулирования газовых проблем устранить с рынка компанию-посредника «РосУкрЭнерго». Она в понедельник попросила российскую сторону об отсрочке с оплатой газа, закачанного в подземные хранилища, хотя, по словам сотрудников «Нафтогаза», оплата и без такой просьбы должна была проводиться по мере потребления. Однако «Нафтогаз» на вчерашних переговорах попросил согласия «Газпрома» на то, чтобы выкупить весь закачанный в подземные хранилища объем газа (11,5 млрд. куб. м) у владельца – «РосУкрЭнерго» – по цене 200 долл. за 1 тыс. куб. м. Текущая цена газа для Украины в этом году составляет 179,5 долл. Выкупив газ, Украина частично перестраховалась бы на случай резкого повышения стоимости газа в следующем году и при этом отказалась бы от услуг посредника. Однако позиция «Газпрома» по этому вопросу не была известна до момента сдачи номера в печать.
Переговоры осложнялись тем, что президент Ющенко взял курс на обострение ситуации. По крайней мере пресс-секретарь главы государства Ирина Ванникова передала журналистам жесткое заявление: «Глава государства подчеркивает недопустимость перевода газового вопроса из экономической плоскости в политическую». Она уточнила позицию Ющенко: «Эффективные переговоры на базе четких, понятных принципов должны дать стране ответ – политическая у нас будет цена на следующий год на газ либо все-таки экономически обоснованная». Эту линию на брифинге развивал и Богдан Соколовский, который назвал приемлемую по его мнению цену – 100 долл. за тысячу кубометров.
Вчера источники «НГ» в украинском правительстве и «Газпроме» сходились во мнении, что в действиях Ющенко и его окружения прослеживается желание отказаться от тех договоренностей, которые ранее были достигнуты Тимошенко и Путиным. Логика действий украинского президента, по мнению собеседников «НГ», сводилась к попытке снова вернуться к обсуждению вопроса о формуле цены. Как известно, в подготовленных к подписанию документах ее не было. Стороны приняли компромиссный вариант, предусматривающий трехлетний льготный период перехода к европейской цене на газ для Украины. То есть цена газа должна была определяться на переговорах и жестко фиксироваться на год, но при этом не достигать европейского уровня. Пока цены на нефть, к которым обычно привязана формула цены на газ, в мире росли, украинскую сторону вполне устраивал такой вариант. Как только стоимость нефти стала снижаться, Киев снова вспомнил о формуле, пояснили логику развития событий в «Газпроме».
В российской компании с иронией отнеслись к демаршам украинской стороны. Пока долговые проблемы не решены, а их решение, судя по всему, зависит от готовности «Газпрома» идти на уступки, Украина находится под дамокловым мечом прекращения поставок газа. Более того, ответом на фактический отказ Ющенко от ранее достигнутых газовых договоренностей с «Газпромом» может стать повышение цены на газ для Украины до европейского уровня уже со следующего года, отмечали представители российской стороны.
Киев