Во время стрельбы Саакашвили и Качиньский сохранили присутствие духа.
Фото Reuters
Президент Грузии Михаил Саакашвили и его польский коллега Лех Качиньский в воскресенье стали главными героями вечерних информационных сводок. Выехав из Тбилиси в находящийся недалеко от Южной Осетии Каспский район, чтобы навестить беженцев, они угодили под обстрел. В произошедшем грузинская сторона обвинила Россию. В ответ Москва назвала инцидент «бездарной инсценировкой».
До возвращения Саакашвили и Качиньского в грузинскую столицу слухи о происшествии ходили разные. Масла в огонь подливали грузинские чиновники, выдававшие собственные импровизации вплоть до места происшествия с неизменным, правда, заключением: в президентов стреляли русские, иногда звучало – осетины. Впрочем, вопросы остались и после брифинга Саакашвили и Качиньского.
Оказалось, что, завершив официальную часть празднеств по случаю 5-летия революции роз и Дня святого Гиоргия – покровителя Грузии, друзья-президенты подкорректировали планы и, вместо того чтобы ехать в село Метехи Каспского района к ожидавшим высоких гостей беженцам из Южной Осетии, решили направиться в Ахалгорский район, который контролируется осетинской стороной. Как сказал Саакашвили, это была импровизация. Очевидно, для того чтобы Качиньский воочию убедился в «российской оккупации грузинских земель». У пограничного поста возле села Мосабруни, по словам главы КГБ Южной Осетии Бориса Атоева, кортежу пограничники запретили проезд. «Они предприняли две попытки проехать, но потом развернулись и уехали в обратную сторону», – заявил Атоев журналистам и подчеркнул, что никто из пограничников не стрелял даже в воздух.
По словам же президентов, стрельба была. Сошлись в том, что было три очереди. При этом Качиньский сообщил, что слышал русскую речь. «Все происходило примерно в 30 метрах от нас. Я пошел к Саакашвили, понять, что происходит. Потом мы сели в другой автомобиль и поехали в Тбилиси», – сказал польский президент. Грузинский лидер счел нужным еще раз поговорить об оккупации, о нарушении российской стороной соглашения Медведева–Саркози, о необходимости поддержки мирового сообщества Грузии.
«На брифинге они хвалили друг друга за выдержку во время стрельбы, бравируя тем, что делали все без суеты», – сообщил «НГ» коллега из Тбилиси. По его словам, особенно усердствовал в этом гость и добился обратного: напомнил бегство Саакашвили от самолета в Гори в августе.
Часть приключения президентов оказалась заснятой одной из грузинских телекомпаний (по некоторым данным, «Имеди»), корреспонденты которой оказались у места происшествия раньше основного кортежа. Чем немало удивили польских коллег.
Знакомая ситуация? Вполне. Такие истории с местными телевизионщиками, обладающими упреждающим событие журналистским чутьем, происходили в конфликтных зонах год-полтора назад. Все они недавно были названы экс-министром иностранных дел Саломе Зурабишвили «режиссерскими постановками».
Похоже трактовал происшествие с Качиньским и Саакашвили репортер польского телеканала TVN-24 Войцех Бояновский. «Изначально было странно, что машина с журналистами ехала во главе колонны, а не в конце, как обычно бывает с президентскими кортежами. И перед инцидентом наш водитель пропустил вперед другие машины, в том числе и те, в которых находились президенты. Это, а также то, что на месте уже находились местные тележурналисты, может говорить о том, что инцидент был спланирован и носил постановочный характер», – сказал он.
Высказанные сомнения обидели президентов. Саакашвили заметил, что произошедшее снимала не телекомпания, а его личный оператор. «И я не ожидал, что русские будут стрелять», – сказал он. Качиньский же назвал версию несерьезной. А уже в Варшаве он по сути попросил журналистов забыть обо всем: «Не надо обвинять кого-то в случившемся».
Несмотря на неоднозначность произошедшего, Тбилиси вердикт вынес. Секретарь Совета национальной безопасности Александр Ломая квалифицировал инцидент как теракт. «Российские оккупационные войска создали угрозу как жизни нашего главы государства, так и первого лица страны – члена ЕС и НАТО. Рассмотрение инцидента произойдет на высшем европейском уровне», – заявил он.
В ответ министр иностранных дел России Сергей Лавров заявления об обстреле Саакашвили и Качиньского назвал «провокацией, организованной грузинской стороной». «Не в первый раз уже подобные вещи случаются: сами все организуют, а потом обвиняют российскую или осетинскую стороны... Когда президента приглашают на некий праздник в город Тбилиси, а потом сажают в машину и везут в другое государство, разве это не провокация?!» – сказал Лавров. По мнению министра, если Саакашвили собирается серьезно вести переговоры в Женеве о безопасности, то он должен прекратить свои фокусы.
Министр иностранных дел Южной Осетии Мурат Джиоев заявил «НГ», что по поводу случившегося будет обнародовано официальное заявление его ведомства. «В нем будет сказано, что президент Грузии в воскресенье пытался нарушить государственную границу Южной Осетии и втянул в эту провокацию президента Польши – государства, являющегося членом НАТО и ЕС. В заявлении мы также обратим внимание мирового сообщества на то, что такого рода провокации со стороны Грузии в последнее время участились. И еще на то, что наблюдатели Евросоюза, находящиеся здесь, инцидент с участием Саакашвили оставили без внимания, что нас, конечно, не может не тревожить», – сообщил «НГ» Джиоев.