В воскресенье Грузия отметила пятую годовщину революции роз. Юбилей власти встретили скромнее, чем в прошлые годы. Из первых лиц в Тбилиси с поздравлениями прибыл лишь президент Польши Лех Качиньский. В тот же день митингом напомнила о себе оппозиция. И, наконец, также 23 ноября учредительный съезд своей партии провела экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе.
«Демократическое движение – единая Грузия» – так называется оппозиционная партия, созданная бывшим спикером на базе собственного Фонда развития демократии. Накануне Бурджанадзе сообщила местным СМИ, что власти мешают в проведении съезда: «Нам несколько раз отказывали в помещении... Если в воскресенье возникнут проблемы, то мы проведем съезд на улице, и за это власти не удостоятся похвал мирового сообщества». Для мероприятия она выбрала пятитысячный Дворец баскетбола в центре Тбилиси. Предполагалось, что в «Демдвижение» войдет перешедший в оппозицию экс-премьер Зураб Ногаидели. Однако выяснилось, что у него свои планы – и он собирается создать партию демократического (а какого еще?!) толка, но весной. Таким образом, вопрос о том, что политическая организация Бурджанадзе может, как и ряд местных оппозиционных партий, оказаться партией одного человека, остается пока открытым. Из политических тяжеловесов реальным видится участие в ней многолетнего главы госканцелярии Петре Мамрадзе, на днях вышедшего из состава парламентского большинства. У него репутация человека Бурджанадзе. Что же касается политической платформы «Демдвижения», то, по словам ее лидера, она основана «на идеях единства и целостности Грузии, сохранении самобытности народных традиций и евро-атлантических демократических ценностях»: «Мы поддерживаем стратегический курс руководства Грузии... Но нужно исправлять тактические ошибки последних лет». Не исключено, что к этим целям «Демдвижения» добавится радикальная: досрочные выборы. «Будет ли это требованием парламентских выборов или президентских, или и тех, и тех, выяснится после консультаций с другими оппозиционными силами», – сказала журналистам Бурджанадзе.
«Другие оппозиционные силы» в воскресенье собрались у телекомпании «Имеди», требуя вернуть ее семье покойного бизнесмена Бадри Патаркацишвили. К Объединенной оппозиции Грузии (ООГ), намеревавшейся провести 24-часовый марафон, присоединились Республиканская и Лейбористская партии. С «Имеди», служившей рупором оппозиции, после смерти Патаркацишвили сложилась туманная ситуация. Сейчас телекомпанией, утратившей политическую составляющую, на основе завещания покойного заправляет его родственник. Однако семья Патаркацишвили убеждена, что налицо подлог, и оспаривает права на телекомпанию в зарубежных и местных судах. Другое требование, которое звучало у стен «Имеди», – предоставить оппозиции эфир любой из телекомпаний, вещающих на всю страну. Но крупномасштабную акцию протеста оппозиции в воскресенье организовать не удалось. По мнению наблюдателей, 5–10 тыс. хронически недовольных любой властью собрать не проблема, но это не та сила, чтобы решать серьезные задачи.
Политолог Рамаз Сакварелидзе, признавая, что общество заражено апатией, причины которой и в расправе властей над демонстрацией 7 ноября прошлого года, и в августовской войне, принесшей тяжелые потери, и в общей усталости от политики в целом, считает, что главные события все-таки впереди. «Вообще-то оппозиция и не ставила цель поднять волну в воскресенье. 23 ноября рассматривался ею как промежуточный этап. А ставка на массовость сделана на весну, в частности на 9 апреля», – сказал «НГ» Сакварелидзе.