Гурбангулы Бердымухамедов разговором с Ангелой Меркель доволен.
Фото Reuters
Сегодня президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов в рамках европейского турне, которое началось 13 ноября в Германии, прибывает в Австрию. В Берлине он провел переговоры не только с первыми лицами ФРГ, но и с представителями деловых кругов этой страны. На встречах обсуждались вопросы сотрудничества в энергетике, промышленности, в сфере транспорта и сельского хозяйства.
Кроме этого федеральный канцлер Германии Ангела Меркель предложила гостю помощь в подготовке профессиональных кадров.
ФРГ – давний партнер Ашхабада. Германия – одна из первых стран, признавших независимость Туркменистана. В свое время именно немецким врачам было доверено здоровье первого президента Сапармурата Ниязова. В Deutsche Bank аккумулировались все туркменские деньги, вырученные за продажу нефти и газа. Он и по сей день является банком-корреспондентом Центрального банка Туркмении.
Поэтому Бердымухамедов в Берлине приветствовал хозяев на немецком языке. Сами переговоры с немецкими бизнесменами протекали под звуки туркменской музыки, при этом переговорщики могли подкрепиться национальной туркменской едой – в делегации, сопровождающей Бердымухамедова, 140 человек, среди которых повара и музыканты.
Главной в ходе переговоров, как и ожидалось, стала энергетическая тематика. Как заметил министр экономики и технологий Германии Михаэль Глосс, «возрастающий интерес к Туркмении обусловлен увеличившимися ресурсными возможностями, а также проводимой политикой «открытых дверей» и реформами в сфере экономики». Он сказал, что результаты первого этапа международного аудита группы туркменских месторождений Южный Илотань – Осман и Яшлар дают гарантии для потенциальных инвесторов и делают туркменский рынок очень привлекательным для зарубежных партнеров.
В свою очередь, Бердымухамедов пообещал вскоре представить результаты аудита остальных нефтегазовых месторождений. По его словам, в настоящее время на территории страны открыто свыше 150 месторождений и только 50 из них находятся в разработке. «Нетронутые месторождения Каспия станут базой для Прикаспийской газовой магистрали, сооружаемой совместно с Россией и Казахстаном, а кладовые правобережья Амударьи – для газопровода Туркмения–Китай», – сообщил он. На оставшиеся может претендовать Европа.
Как отметил туркменский президент, кроме нефтегазовой сферы есть еще масса неиспользованных возможностей для сотрудничества в строительной индустрии, химической промышленности, сельском хозяйстве. По его словам, весьма перспективна транспортная сфера. «Это обусловлено выгодным географическим положением Туркмении, которую издревле называли «перекрестком семи дорог света», – сказал Гурбангулы Бердымухамедов. При этом он сослался на определенный интерес иностранных компаний, вызванный началом строительства железной дороги Север–Юг, которая, связав Туркмению, Казахстан и Иран, обеспечит экономически выгодный маршрут из Европы в Южную Азию. Приглашая бизнесменов к сотрудничеству, он напомнил, что в Туркмении разработана специальная инвестиционная политика, которая предусматривает существенные финансовые, налоговые и таможенные льготы для иностранных инвесторов.
Федеральный канцлер Ангела Меркель, в свою очередь, отметила, что деловые круги ФРГ проявляют большой интерес к перспективному туркменскому рынку. «Целый ряд немецких компаний успешно взаимодействует с туркменскими партнерами, что идет на пользу экономикам обеих стран. Мы будем и впредь поощрять эти контакты и рассчитываем на их дальнейшую активизацию», – сказала Меркель. В частности, немецкие компании строят газовые магистрали Наип–Дерьялык и Экерем–Балканабат–Гарабогаз–Корпедже. Siemens и Mannesmann разрабатывают месторождение Южный Камышлыджа. Не исключено, что в Ашхабаде в ближайшее время появится туркменско-немецкий университет.
По мнению независимого эксперта по Туркмении, профессора Норвежского университета Шохрата Кадырова, на Европейском континенте Германия – стратегический партнер для Туркмении. «Причем надо учитывать, что Германия также одна из опор российской политики в Европе, поэтому внешняя политика Ашхабада идет в канве генеральной российской политики в Европе», – сказал «НГ» Кадыров.