11 ноября правительство Республики Казахстан внесло в Мажилис парламента пакет законопроектов, направленных на дальнейшую демократизацию общества. Как отметил при этом министр иностранных дел Республики Казахстан Марат Тажин, «в политической истории Казахстана впервые законодательно закрепляется феномен многопартийного парламента независимо от электоральных факторов. И это является существенным прорывом». Надо сказать, что еще в 2004 году президент Нурсултан Назарбаев поставил вопрос о необходимости политической модернизации страны. Суть грядущих перемен в политической жизни общества президент выделял в своих ежегодных посланиях народу Казахстана. «Мы будем и дальше идти по пути совершенствования казахстанской модели политического и государственного устройства, сочетая общепризнанные закономерности демократического развития и традиции нашего общества», – было сказано в феврале нынешнего года.
В чем же сложность демократизации Казахстана? Как отметил президент, в сочетании национальных традиций и общих, а точнее, западных понятий демократии. Президент предлагал конкретные меры по переходу от президентской модели к президентско-парламентской со значительной передачей части ключевых полномочий от главы государства к представительной ветви власти. Например, формирование одной из палат парламента по партийным спискам, представление премьер-министра партией парламентского большинства, участие парламента в формировании Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета и Конституционного совета страны. Эти нововведения должны обеспечить максимально открытый механизм принятия решений и здоровую конкуренцию на политическом поле страны, что в конечном итоге неизбежно способствует повышению устойчивости политической системы государства. И нельзя сказать, что этому кто-то противился. Но многие представители политической элиты считали, что от добра добра не ищут, и не стремились разнообразить политическую палитру страны.
Предлагаемые правительством поправки к законодательству республики дают старт реальному появлению новых партий в государстве, повышают роль избирательных комиссий, значительно укрепляют положение СМИ и расширяют права местных органов власти.
Наиболее кардинальными будут изменения в законе о партиях. Станут более либеральными требования в части регистрации: снижено с 50 тыс. до 40 тыс. человек число требуемых подписей при регистрации политической партии и увеличены с 3 до 4 месяцев сроки для сдачи документов на регистрацию партии после проведения учредительного съезда. Гражданам гарантируется право учреждать организационный комитет и инициативные группы по созданию политической партии. И еще одно важное нововведение – в Законе «О выборах в РК». Гарантируется представительство не менее двух политических партий в Мажилисе парламента. При этом оставлен 7-процентный барьер, но в случае, если проходит одна партия, к распределению депутатских мандатов допускается и следующая партия, набравшая большее количество голосов. Сумма голосов избирателей, поданных за две политические партии, делится на число распределяемых депутатских мандатов. Помимо этого в практику внедряются рекомендации БДПИЧ ОБСЕ, связанные с партстроительством, например деятельность организационного комитета, создаваемого для подготовки и проведения учредительного съезда (конференции). С одной стороны, это направлено на прозрачность деятельности организационного комитета по созданию политической партии и потока финансовых средств. С другой – ограничивает самодеятельность чиновников, препятствующих появлению новых организаций.
Вообще, как подчеркнул министр иностранных дел Марат Тажин, при обсуждении ключевых вопросов политической реформы использовался международный экспертный потенциал, прежде всего ОБСЕ. «Сегодняшним решением правительства и активной работой над законопроектами мы продемонстрировали последовательность в реализации национальных приоритетов построения современного и конкурентоспособного Казахстана с учетом собственного исторического опыта и международных стандартов», – заключил министр.