Европейский союз наращивает переговорный процесс по реализации проекта Nabucco, предусматривающего прокладку нового маршрута по доставке центральноазиатского природного газа в Европу в обход России. В минувшие дни с этой миссией челночную поездку по странам предполагаемого маршрута совершил комиссар Еврокомиссии по энергетике Андрис Пиебалгс.
Вояж Пиебалгс начал с Турции, где после встречи в Министерстве энергетики и природных ресурсов объявил об ускорении реализации проекта Nabucco. Еврокомиссар отметил успешное продолжение переговоров и весомую роль Турции в проекте. По мнению экспертов Евросоюза, договор между ЕС и Турцией относительно транзитной страны по Nabucco может быть подписан в декабре.
Следующим пунктом каспийского турне Пиебалгса стал Баку. Здесь в четверг и пятницу он провел интенсивные переговоры с вице-президентом Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) по инвестициям и маркетингу Эльшадом Насировым, встретился с министрами иностранных дел Эльмаром Мамедъяровым и промышленности и энергетики Натиком Алиевым, а также был принят президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Судя по его заявлениям прессе, комиссар остался доволен итогами переговоров и встреч в азербайджанской столице. В пятницу во второй половине дня Пиебалгс вылетел в Ашхабад для переговоров с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым.
Андрис Пиебалгс не скрывал цели своего визита в регион. Журналистам в Баку он заявил, что основная тема его переговоров с руководством Азербайджана, Турции и Туркмении – реализация проекта трубопровода Nabucco. В ходе этой поездки он намеревался «выявить оставшиеся проблемы и найти общие с властями стран – участников проекта решения – моменты, делающие Nabucco возможным», а также представить руководству заинтересованных государств ряд идей, которые Еврокомиссия собирается обсудить 13 ноября в рамках рассмотрения второго «Стратегического энергетического обзора».
Азербайджану в проекте Nabucco отводится роль страны, обладателя запасами газа, а также стороны, которая обеспечит транзит центральноазиатского газа в Европу. Как отмечают местные эксперты, особых проблем в плане транзита нет: Баку не только готов предоставить свою инфраструктуру для транспортировки газа, но и инвестировать проект строительства этого трубопровода. Что же касается продажи собственного газа, то в этом вопросе существуют некоторые проблемы. Дело в том, что газ, добываемый с месторождения Шах-Дениз, в рамках первой фазы с пиковым уровнем добычи в 2012 году в 8,6 млрд. кубометров, практически полностью распределен между Азербайджаном, Грузией и Турцией. Вторая фаза с прогнозным уровнем добычи от 8 до 12 млрд. кубометров в год начнется через 3 года. Эти объемы планируется экспортировать по действующему газопроводу Баку–Эрзерум в Турцию и далее в Европу. Однако эти планы могут быть откорректированы, так как в игру в начале этого года вступил «Газпром», предложивший азербайджанской стороне закупить весь объем газа по рыночным ценам. В настоящее время переговоры в этом направлении ведутся, и Баку не скрывает намерения принять наиболее привлекательное с экономической точки зрения предложение.
На даже если предпочтение будет отдано проекту Nabucco, то азербайджанского газа не хватит для загрузки трубопровода, предусматривающего транспортировку более 30 млрд. кубометров газа в год. Поэтому ЕС в рамках данного проекта настойчиво ведет переговоры с главным экспортером газа – Туркменией и в перспективе надеется подключить к этому проекту другие центральноазиатские страны. С Туркменией проблем не должно быть – еще весной текущего года представителями Еврокомиссии подписан меморандум о поставках Ашхабадом в Европу до 10 млрд. кубометров газа. Но и этого объема для Старого Света мало. Следовательно, можно ожидать, что в перспективе ЕС расширит географию лоббирования проекта.
Газопровод Nabucco предполагается проложить в обход России через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию, Австрию и, возможно, Германию. Строительство планируется начать в конце 2010 года и завершить в 2013 году.
Ожидается, что по нему на первых порах можно будет прокачать в год около 8 млрд. кубометров газа, добываемого как в Азербайджане, так и в Туркмении, доведя впоследствии объем прокачки до 31 млрд. кубометров в год. Компаниями – участниками строительства проекта с равными долями по 16,67% каждая являются на данный момент австрийская OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкий Botas и германский RWE.
Протяженность трубопровода – около 3300 км из Турции до австрийского Баумгартена. Предполагаемые инвестиционные затраты на проект составляют приблизительно 7,9 млрд. евро.
Баку