Собирая по миру кредиты, официальный Минск не объясняет своему населению, зачем вдруг понадобились заемные деньги республике, на которой даже мировой кризис, если верить официальным заверениям, не сказался, и куда будут потрачены искомые суммы. А они немалые. Известно, что Россия обещала Белоруссии 2 млрд. долл. и столько же Нацбанк страны попросил у МВФ.
В местных СМИ приводится ранее сделанное министром финансов Белоруссии Андреем Харковцом заявление о том, что российский кредит планируется включить в состав золотовалютных резервов Белоруссии. Он станет подушкой безопасности в условиях мирового финкризиса, отмечал министр. О том, зачем такая подушка может понадобиться, говорят эксперты.
В первую очередь они обращают внимание на тот факт, что размер отрицательного внешнеторгового сальдо Белоруссии стремительно растет. По итогам августа его величина превысила 2 млрд. долл., увеличившись на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Планы правительства по удержанию роста отрицательного сальдо оказались невыполненными, поскольку прогнозировалось удержать его в пределах 1,4 млрд. долл. В настоящее время на повестке дня иная задача – удержаться в пределах 3 млрд. долл. по итогам года. Не исключено, что ее удалось бы выполнить, если бы не снижение спроса на белорусскую промышленную продукцию на традиционных рынках сбыта – российском и украинском. Надо учесть и снижение валютной выручки от продажи нефтепродуктов, которые занимают треть белорусского экспорта и поставляются на западноевропейский рынок. «Сейчас Белоруссия потребляет почти на 3 миллиарда долларов больше, чем создает. В пересчете на семью из трех человек дополнительное потребление составляет 900 долларов в год», – приводят местные СМИ комментарий кандидата экономических наук Леонида Злотникова.
При этом эксперты обращают внимание на то, что приведенные результаты внешнеэкономической деятельности Белоруссии касаются периода, когда речь не шла о влиянии мирового финансового кризиса. По итогам августа, физический объем экспорта сократился только на 2%. Дисбаланс был вызван стремительно дорожающими энергоносителями, необходимостью закупать инвестиционные товары, сырье и материалы при низкой ценовой конкурентоспособности белорусского экспорта. Такая ситуация, по оценке экспертов, и до кризисных явлений свидетельствовала о низкой эффективности изношенного на 80% белорусского промышленного комплекса.
Вторая проблема платежного баланса Белоруссии, для решения которой может понадобиться валютный кредит, – необходимость выполнения внешних обязательств перед зарубежными банками. По итогам первого полугодия валовой внешний долг Белоруссии превышал 14 млрд. долл., из них 6 млрд. – краткосрочные кредиты хозяйствующих субъектов. Местные эксперты отмечают, что в условиях возможностей перекредитования это не было проблемой. В то же время нынешняя ситуация на мировом финансовом рынке не позволяет надеяться на перекредитовку. Растет и стоимость кредитов на международном денежном рынке, а это значит, что увеличиваются и расходы по обслуживанию внешнего долга. Только рост ставки Libor на 2–3% увеличивает стоимость обслуживания, например, 10-миллиардного долга на 200–300 млн. долл. в год. Государственные эксперты отмечают, что размер внешнего долга пока не критичен – 24% ВВП при допустимом уровне 50%. Однако это справедливо только при сохранении финансовой стабильности, которой, увы, нет, утверждают эксперты.
Нужна иностранная валюта и для поддержания курса белорусского рубля. Как уже сообщала «НГ» со ссылкой на данные Нацбанка Белоруссии, рассчитанные по национальной методике золотовалютные резервы страны сократились за сентябрь на 660 млн. долл. и составили на 1 октября 4,9 млрд. долл. Если же исходить из методики их учета МВФ, то и того меньше – 4 млрд. долл. При этом спрос на иностранную валюту в стране растет и со стороны напуганного кризисом населения, и со стороны предприятий, стремящихся гасить внешние обязательства. Данное обстоятельство может означать только то, что для поддержания курса местной валюты Нацбанку придется осуществлять валютные интервенции и в дальнейшем.
Кроме того, в соответствии с мировой практикой объем золотовалютных резервов должен превышать трехмесячный объем импорта. В настоящее время ежемесячный объем импорта составляет около 3 млрд. долл., а это значит, что золотовалютных резервов у Белоруссии должно быть не менее 9 млрд. долл. В случае неустойчивого экспорта (а белорусский можно отнести к такой категории из-за его слабой диверсифицированности) эксперты предлагают брать за основу полугодовой объем импорта плюс ежегодные выплаты по госдолгу. В этом случае необходимый для обеспечения финансовой безопасности объем золотовалютных резервов должен приближаться к 18 млрд. долл.
Минск