Переговоры между Москвой, Ереваном и Тегераном о строительстве железной дороги Армения–Иран в скором времени завершатся подписанием соответствующего соглашения. Как сообщил премьер-министр Армении Тигран Саркисян, Азиатский банк развития (АБР) предоставил 1,5 млн. долл. для подготовки проекта и готов принять участие в дальнейшем финансировании.
По словам Тиграна Саркисяна, исследовательские работы завершатся в середине 2009 года. Тогда же станет известна стоимость реализации проекта – естественно, с поправкой на явления в мировой экономике. На данный момент стороны рассматривают три варианта соединения армянской железнодорожной сети с иранской.
Пункт соединения в Иране уже определен – станция Мерант, расположенная в 80 км от армяно-иранской границы. Не установлена пока отправная точка с армянской территории. Все три варианта – станции Ерасх, Варденис и Гагарин – по большому счету равноудалены от границы. Рельеф тоже одинаков – всюду горы. Министр транспорта Армении Гурген Саркисян сообщил, что специалисты склоняются к строительству наиболее короткого маршрута от станции Гагарин (397 км до границы). «Действующие в Армении международные финансовые организации положительно оценивают идею строительства и готовы принять участие в его финансировании», – сказал министр. По его словам, работы могут занять около пяти лет и обойтись примерно в 1,5 млрд. долл.
Самое активное участие в строительстве ветки Армения–Иран намерена принять российская сторона. На днях руководство Российских железных дорог (РЖД) объявило о решении увеличить инвестиции в Южно-Кавказские железные дороги (ЮКЖД – так теперь называются Армянские железные дороги, взятые в концессионные управление РЖД), до 2 млрд. руб. в год. Эти средства будут направлены в реконструкцию железнодорожных станций, на замену полотна, путевое хозяйство в целом. Дальнейшее же развитие ЮКЖД связано с армяно-иранской линией. «Железнодорожное сообщение между Арменией и Ираном вписывается в коридор Север–Юг, и выход в Иран через Армению является для России важной составляющей этого коридора. На Каспии уже не хватает мощностей для осуществления перевозок не только в Иран, но и в страны Персидского залива», – считает министр транспорта России Игорь Левитин.
Если Россия столь заинтересована в реализации проекта, то связанная с внешним миром, по сути, только через нестабильную Грузию Армения заинтересована вдвойне. К тому же с Тегераном у Еревана достигнута важная договоренность, согласно которой армянская сторона получает доступ к иранским портам Бендер-Аббас (Персидский залив) и Энзели (Каспийское море) в льготном режиме. По мнению специалистов, транзит армянских грузов через иранскую территорию позволит значительно уменьшить экспортно-импортные пути и снизит тариф перевозок в полтора раза, что сделает их более выгодными в сравнении с другими, в первую очередь с маршрутом через Грузию.
Комментируя завершающиеся трехсторонние переговоры, президент Серж Саргсян не скрывал радости. К слову, проект железной дороги он лоббировал еще в 2004 году, будучи министром обороны. «Прокладка магистрали Армения–Иран – одна из приоритетных задач... Недалек день, когда Армения будет полноценно связана со всем миром», – заявил он. Подчеркнув важность расширения экономических отношений с Тегераном, Саргсян сообщил, что для ускоренного решения задачи распорядился создать специальную межведомственную группу, которая будет координировать все процессы, связанные со строительством.
Единственное, что может серьезно помешать прокладке магистрали, – разрастающийся мировой кризис. «Однако железная дорога так важна для Армении, что власти сделают все возможное для скорейшей реализации проекта. Так же как и Иран, который заинтересован в усилении позиций в регионе и в серьезном участии в транспортном коридоре Север–Юг», – сказал «НГ» эксперт Эдуард Агаджанов.