Страны Центральной Азии договорились о новых правилах совместного использования водно-энергетических ресурсов региона на 2008–2009 годы и подписали соответствующий пятисторонний договор. Об этом в понедельник на селекторном совещании сообщил вице-премьер правительства Казахстана Умирзак Шукеев. Эксперты связывают компромисс в решении одной из самых болезненных проблем региона с усилением в нем позиций России.
После подписания пятистороннего договора у людей, живущих в странах Центральной Азии, появилась надежда, что нынешней зимой они будут обеспечены светом и теплом. Вице-премьерам Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Туркмении, курирующим энергетическую отрасль, прийти к соглашению удалось с третьей попытки. Это произошло в субботу в Алма-Ате на заседании руководителей водно-энергетических комплексов центральноазиатских стран.
«Это первый в истории нашей независимости пятисторонний договор», – отметил вице-премьер Казахстана Умирзак Шукеев. По его словам, существовавшие четырехсторонние договоры – между Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном, прекратили свое существование еще три года назад. «После этого распределение воды, энергии, топлива, взаимодействие единой энергетической системы осуществлялось на основе двусторонних договоров, которые не учитывали всех аспектов проблемы», – заметил казахстанский чиновник.
Минувшей зимой Таджикистан и Киргизия с трудом пережили энергетический кризис в условиях аномально холодной зимы. Узбекистан, объясняя это собственными нуждами, прекратил поставки электричества в соседний Таджикистан. Помочь таджикам киловаттами вызвалась Туркмения, но Ташкент долго не давал разрешения на транзит: местные энергетики ссылались на изношенность электрооборудования (электросети этих стран взаимосвязаны). В нынешнем году ситуация усугубилась. В Киргизии и Таджикистане уже с сентября начались веерные отключения электроэнергии. Их крупнейшие водохранилища – Токтогульское и Нурекское – наполнены на треть. А это означает, что света нынешней зимой не будет.
В ситуацию пришлось вмешаться лично президентам центральноазиатских стран. В Бишкеке после саммита СНГ они собрались на региональную закрытую встречу и впервые за много лет договорились о «правилах игры» в совместном использовании водно-энергетических ресурсов. В региональном саммите впервые принял участие и туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов, поскольку без Туркмении сбалансировать энергосистему региона невозможно.
Туркмения взяла на себя обязательства поставлять дополнительные объемы электроэнергии Таджикистану и Киргизии, а Узбекистан – обеспечить ее беспрепятственный транзит соседям. Также в первом квартале 2009 года Ашхабад изыщет резервы для бесперебойного экспорта в Киргизию дополнительных 150 млн. кубометров газа. Казахстан направит туда же 160 тыс. тонн угля и 35 тыс. тонн мазута в зачет будущего импорта 500 млн. киловатт-часов электроэнергии в летний период. Благодаря этим мерам всю зиму бесперебойно сможет работать Бишкекская ТЭЦ, обеспечивающая электричеством почти весь север Киргизии. В свою очередь, Бишкек в обмен на энергоресурсы Казахстана и Узбекистана обязался не производить чрезмерный слив воды из Токтогульского водохранилища.
Омрачило нынешнее заседание вице-премьеров единственное обстоятельство. Если в ходе регионального саммита Узбекистан отказался от претензий к Таджикистану и Киргизии по поводу использования трансграничных рек – Сырдарьи и Нарына, то на встрече вице-премьеров, как сообщает Kazakhstan today, узбекская сторона настояла на внесении в протокол пункта о трансграничном характере реки Сырдарьи и соответствующем подписании конвенции с Киргизией. Бишкек выразил несогласие с такой постановкой вопроса.
Аналитик Российского института стратегических исследований Аждар Куртов скептически отнесся к подписанию пятистороннего договора. «Почти такие же соглашения о распределении водных ресурсов уже подписывались ранее в 1992 и 1996 годах, но не выполнялись. Нынешняя покладистость, очевидно, связана с усилением позиций России в Центральной Азии. Думается, Москве удалось убедить Ташкент в необходимости стабильного положения в регионе, в частности, оказания помощи Киргизии газом. К такому выводу подталкивает то, что киргизская сторона будет получать газ из тех объемов, которые законтрактовал «Газпром» в Узбекистане», – сказал «НГ» Куртов.