В ближайшие дни по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) начнется транспортировка нефти, добываемой на казахстанском месторождении «Тенгиз». Таким образом Казахстан реально подключится к энергетическим проектам поставок в Европу, альтернативным российским.
Как сообщили официальные представители компании BP (оператор проекта), сырая нефть будет перевозиться из казахстанского порта Актау танкерами в Азербайджан и закачиваться в трубопровод БТД. Это позволит с середины ноября отправлять казахстанскую нефть с турецкого терминала Джейхан на мировые рынки. Причем объем казахстанской нефти, экспортируемой по этому маршруту, возрастет с намеченных 2 млн. до 5 млн. тонн в год, сообщил «НГ» источник в BP.
Следует заметить, что речь пока идет о нефти, добываемой компанией «Тенгизшевройл». Тариф на ее прокачку по трубопроводу БТД составит 4 долл. за баррель, что является экономически привлекательным показателем для транспортировки сырья по этому маршруту. Столь низкие цены транспортировки установлены только для акционеров трубопровода БТД, одним из которых является также компания ChevronTexaco – оператор проекта «Тенгиз», с долей участия 8,9%.
В перспективе объемы прокачиваемой по БТД казахстанской нефти планируется увеличить на начальном этапе до 20 млн. тонн в год, в чем заинтересованы не только США и страны Евросоюза, но и сам Казахстан. Кстати это вновь подтвердил недавно казахстанский премьер-министр Карим Масимов на встрече в Астане с госсекретарем США Кондолизой Райс.
«Казахстан будет придерживаться принципа многовекторности при транспортировке энергоресурсов на мировые рынки, включая направления через Азербайджан и Грузию», – сказал премьер. При этом он добавил, что в Астане «понимают роль и место Казахстана в регионе, меру ответственности за обеспечение стабильности во всей Центральной Азии, как в области продовольственной безопасности, так и в сфере энергетической безопасности». Премьер также отметил, что «Казахстан продолжит придерживаться базовых принципов рыночной экономики – полноценного, конструктивного партнерского сотрудничества, уважения прав иностранных инвесторов – и гарантирует стабильность ранее заключенных контрактов».
Одним из таких обязательств является азербайджано-казахстанский договор о поддержке и содействии транспортировки нефти по системе Баку–Тбилиси–Джейхан, который в этом году ратифицировал парламент Казахстана. Представляя законопроект в парламенте, заместитель министра энергетики и минеральных ресурсов Ляззат Киинов заметил, что «заложена основа для успешного создания принципиально новой транспортной системы, которая сохранит качество казахстанской нефти и соединит побережье Казахстана и Азербайджана». Новая транскаспийская транспортная система в соответствии с договором обеспечит на начальном этапе транспортировку до 23 млн. тонн нефти в год с последующим увеличением до 56 млн. тонн в год, проинформировал представитель Минэнерго. Объектами регулирования договора станут наливные нефтетерминалы на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеры, суда проекта, сливные и наливные терминалы на азербайджанском побережье и соединительные сооружения для системы Баку–Тбилиси–Джейхан, сообщил заместитель министра.
Напомним, что венцом транспортировки казахстанских и среднеазиатских углеводородов через Азербайджан на мировые рынки станет строительство трубопроводов по дну Каспийского моря. В настоящее время ведутся работы над технико-экономическим обоснованием этого проекта.