Григорию Карасину первому пришлось столкнуться с неуступчивостью абхазов.
Фото Reuters
Признание Россией Абхазии и Южной Осетии не означает, что эти новорожденные республики будут всегда идти в фарватере политики Москвы или слепо следовать ее указаниям. Получив признание пусть даже двух стран мира, они будут добиваться реальной, а не декларативной независимости. России придется с этим согласиться. Это наглядно показали неудавшиеся переговоры в Женеве, которые, несмотря на увещевания российской делегации, демонстративно покинули представители Сухума и Цхинвала. Абхазский президент Сергей Багапш заявил «НГ», что «все было сделано правильно» и в дальнейшем Абхазия и Южная Осетия будут участвовать в любых консультациях только на равных и сидеть на скамейке для непризнанных не намерены.
Президент Абхазии Сергей Багапш так прокомментировал то, что произошло в Женеве, «НГ»: «Они пригласили на встречу Санакоева и Акишбаю (главы администраций Южной Осетии и Абхазии, сформированных в Грузии. – «НГ»). Нашим это не понравилось. Это во-первых. Во-вторых, официальным языком в Женеве на переговорах сделали грузинский. Мы считаем, что это было сделано специально. И тогда наши сказали: пусть официальными будут осетинский и абхазский. Карасин пытался Шамбу удержать, видимо, хотел смягчить ситуацию, но не смог, была перепалка. Шамба заявил: мы не будем участвовать в переговорах иначе как на правах равноправных участников. Участвовать как непризнанные мы не хотим. Так что все было сделано правильно».
Напомним, в среду в Женеве должны были состояться переговоры по конфликту на Южном Кавказе и обеспечению мер безопасности в регионе, предусмотренные планом Медведева–Саркози. На них по настоянию России были приглашены представители Абхазии и Южной Осетии. Но по требованию Грузии им было разрешено участвовать только в консультациях на уровне экспертов. Абхазы и южные осетины посчитали для себя невозможным участвовать в конференции в таком статусе. О чем министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба и заявил организаторам мероприятия. Попытки российских дипломатов утихомирить Шамбу успехом не увенчались. Возглавлявшему российскую делегацию заместителю министра иностранных дел РФ Григорию Карасину пришлось выслушать все те аргументы, которые впоследствии Сергей Багапш сформулировал «НГ». Правда, на момент интервью президент Абхазии еще не успел обсудить случившееся с самим Карасиным. Некоторые эксперты, а также грузинские политики считают произошедшее закономерностью, с которой России придется смириться.
Как сказал «НГ» государственный министр Грузии по реинтеграции Темури Якобашвили, женевская встреча продемонстрировала, что Россия не сумела предоставить абхазской и осетинской сторонам то, что обещала: участие в переговорах со статусом независимых государств. «И абхазская и осетинская делегации устроили демарш». Тбилиси не собирается отступать от нынешней позиции. «Мы готовы в любое время сесть за стол переговоров с Россией и обсудить ситуацию, если она не будет стремиться протащить в переговорный процесс своих сателлитов», – заявил Якобашвили.
Но в том, что касается сателлитов, грузинский министр ошибается, как, впрочем, и некоторые российские политики. Так по крайней мере считает эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. «Объявив покровительство над Абхазией и Южной Осетией, Москва, очевидно, плохо понимала, что из себя представляет, в частности, абхазское общество, предполагая, что имеет дело с неким однородным составом. В Женеве выяснилось, что это не так. Часть абхазского общества видит республику максимально интегрированной в Россию. Другая, выразителем настроения которой стал глава абхазского МИДа, стремится к реальной независимости. Причем эти настроения подогревают наши же политики и депутаты, усмотревшие в Абхазии такой лакомый кусок, что, по моим данным, абхазское общество неподдельно ужаснулось», – сказал «НГ» Малашенко.
Как будут дальше развиваться события, сказать сложно. В МИД РФ, судя по официальным заявлениям, не склонны преувеличивать проблемы, возникшие в ходе женевских дискуссий. По оценке российских дипломатов, переговоры оказались сорваны из-за того, что грузинская делегация пыталась привести на официальные заседания тбилисских ставленников – Малхаза Акишбаю и Дмитрия Санакоева, представляя их в качестве законных представителей Абхазии и Южной Осетии. Участие этих деятелей в официальной части дискуссий, по данным «НГ», не было согласовано грузинами даже с западными партнерами.
По оценке одного из дипломатов, из всех сторон, принявших участие в женевских дискуссиях, свои задачи выполнили лишь Абхазия и Южная Осетия, «которые намеревались прощупать возможность признания их нового статуса и попиариться».
Сергей Багапш считает, что независимость Абхазии должна быть полной. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Как сообщил «НГ» источник в МИД РФ, сама «подготовка к мероприятию велась в непонятном и негативном для России режиме». Как пояснил наш собеседник, посредники в лице ЕС, ООН и ОБСЕ, по сути, изолировали Москву, не допустив ее к обсуждению вопросов, связанных с подготовкой мероприятия: выработке формата переговоров и повестки встречи. «ЕС, ООН и ОБСЕ договаривались в основном между собой и не информировали нас», – сказал дипломат. Между тем, по оценке Москвы, основными сторонами в данном случае являются Россия и Евросоюз, поскольку мирный план, подразумевающий организацию дискуссий по безопасности на Кавказе, подписали президенты Дмитрий Медведев и Николя Саркози.
Отвечая на вопрос «НГ» о том, рассматривалась ли возможность переноса встречи, коль скоро Москва считала их плохо подготовленными, источник пояснил, что в этом случае Россия рисковала быть обвиненной посредниками в срыве встречи, предусмотренной планом Медведева–Саркози, и соответственно в невыполнении договоренностей.
В российских дипломатических кругах полагают, что посредники учтут возникшие проблемы и будут плотнее работать с Россией, а также с Грузией при подготовке к следующей встрече по безопасности. «Второй раз такой провал не потерпят ни ЕС, ни ОБСЕ», – сказал «НГ» один из дипломатов.
Между тем Алексей Малашенко считает, что очередная конференция по грузинскому кризису, намеченная на 18 ноября, может оказаться более результативной. По мнению эксперта, Европа склоняется к тому, чтобы усадить за стол переговоров все стороны. Россия, Абхазия и Южная Осетия тоже хотят этого. Грузия такой формат не приемлет, но, «если будет постоянно саботировать, это может очень не понравиться ее европейским покровителям». «Компромисс, очевидно, надо будет искать в территориальной целостности Грузии и ее отказе от участия в переговорах персон типа Санакоева – главы так называемой временной администрации Южной Осетии», – полагает Алексей Малашенко. Немаловажно и то, что вторая женевская встреча состоится уже после президентских выборов в США – их итоги могут повлиять на поведение Тбилиси. Возможно, изменится состав участников – в частности, после скандала трудно представить, что абхазскую делегацию опять будет возглавлять Сергей Шамба, проявивший себя рьяным сторонником независимости Абхазии не только в среду, но и до того отмечавшийся соответствующими заявлениями в не менее резкой форме. Ему, в частности, приписывается фраза: «Россия хочет Абхазию без абхазов». «Думается, будет найдена более подходящая кандидатура – не такая самостоятельная», – полагает Малашенко.
Руководитель Института стран СНГ Константин Затулин не склонен драматизировать ситуацию. «Безусловно, в абхазском обществе наблюдается подъем надежд и ожиданий в связи с признанием независимости республики Россией, Абхазия имеет все основания быть уверенной в поддержке Москвой своих безопасности и суверенитета. Я не исключаю, что в каких-то вопросах в свете этого роста ожиданий могут следовать неаккуратные заявления или не вполне корректные действия. Но не думаю, что они будут идти вразрез с Россией. Более того, делегации могли действовать согласованно, поскольку цель России заключается в том, чтобы подтверждалась равносубъектность Абхазии», – заявил «НГ» Затулин. Что же касается женевского процесса, то, по мнению эксперта, не стоит переоценивать его значения и ожидать каких-то конкретных результатов от «ритуальных переговоров». «В Европе пытаются сдвинуть Россию с занятых ею позиций в отношении Абхазии и Южной Осетии, но это ни к чему не приведет».