Сегодня Дмитрия Медведева ждут в Бишкеке. Он прибудет туда с официальным визитом. Планируется, что на встрече с президентом Киргизии он подпишет двусторонние межгосударственные соглашения в сфере энергетики, а также обсудит вопрос урегулирования киргизского долга России, который составляет 193 млн. долл. Завтра президент РФ примет участие сразу в двух саммитах СНГ и ЕврАзЭС, которые пройдут в киргизской столице.
На переговорах президентов России и Киргизии первостепенное внимание будет уделено расширению двусторонних торгово-экономических связей. Судя по составу российской делегации, а в нее включены глава МИД РФ Сергей Лавров, министры: транспорта – Игорь Левитин, экономического развития – Эльвира Набиуллина, обороны – Анатолий Сердюков, энергетики – Сергей Шматко, первый вице-премьер Игорь Шувалов, разговор будет серьезным.
Экономическая ситуация в Киргизии ухудшается, нарастает социальное напряжение. По словам местных чиновников, страна вступает в зиму неподготовленной. У Бишкека, по сути, одна надежда – на обещанные Москвой инвестиции в размере 2 млрд. долл. Однако эти деньги, по словам премьер-министра РФ Владимира Путина, могут быть предоставлены под конкретные проекты: строительство Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2 на реке Нарын.
Однако, полагают киргизские эксперты, не исключено, что обсуждениями дело и закончится. «Слишком много рисков. Несмотря на то что в Киргизии де-юре создан самый благоприятный инвестиционный климат в СНГ, де-факто эти благоприятные законодательные положения не выполняются. Киргизские чиновники и местный бизнес не готовы к крупным проектам. Уровень коррупции уже на этапе рассмотрения инвестиционных проектов ошеломляющий, при этом «откаты» вовсе не означают, что проект будет реализован», – сказал «НГ» профессор, директор регионального филиала Института стран СНГ Александр Князев.
По мнению председателя Ассоциации НКО и НПО, экс-кандидата в президенты Токтайым Уметалиевой, идет открытое выдавливание российских инвесторов с территории Киргизии. «За последние два года из страны ушло около 40% российских бизнесменов. Обычная практика местного бизнеса – увод денег «в тень». А это не устраивает инвесторов. Более того, под разными предлогами могут и отобрать у них бизнес. На освободившееся место приходят казахстанские, иранские, пакистанские бизнесмены», – сказала «НГ» Уметалиева. При всех громких декларациях киргизского руководства прямого присутствия крупного российского капитала в Киргизии просто нет, есть несколько предприятий с его участием.
Для крупных вложений, по мнению экспертов, о которых говорил Владимир Путин, необходимы создание некоего льготного режима и эффективный контроль за реализацией конкретных проектов. Пока же инвестиционные интересы России куда более успешно реализуются в других странах Центральной Азии: в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, где условия ведения бизнеса привлекательнее.
Кроме экономических лидеры России и Киргизии обсудят вопросы взаимодействия в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС в сфере обеспечения региональной безопасности, борьбы с новыми вызовами и угрозами. Как известно, общественные организации Киргизии неоднократно требовали закрытия американской военной базы «Манас», дислоцированной на территории республики. Ожидается, что Москва в свете последних событий не оставит без внимания этот вопрос. Однако, как полагает Александр Князев, «эта база пока что значительно больше беспокоит Китай, и было бы разумно не мешать действовать в этом направлении Пекину». «А участившиеся в последнее время сведения о транспортировке через базу больших партий афганских наркотиков самолетами ВВС США должны, наверное, беспокоить европейцев, поскольку следующим пунктом назначения этих самолетов после Бишкека являются американские базы в Европе. Для России актуальнее, на мой взгляд, усиливать здесь свои позиции в военной сфере. Особенно на стратегически важном юге республики»,– подчеркнул эксперт. По его мнению, для сохранения государственности руководство Киргизии должно проявить политическую волю и определиться с внешнеполитическими приоритетами, исходя из которых будет определен основной экономический партнер, которому и нужно создать некий льготный режим. «Киргизии следует определиться с главным внешним партнером. Время так называемой многовекторности ушло в прошлое. И выбор невелик: это либо Россия, либо Китай, все остальное вторично», – подчеркнул Александр Князев.