Ираклий Аласания может сменить кресло представителя в ООН на премьерское.
Фото ИТАР-ТАСС
В грузинских верхах ожидаются перемены. По сообщению местных агентств, из Нью-Йорка в Тбилиси на днях вернется полномочный посол в ООН Ираклий Аласания. Он сменит на посту премьер-министра Владимира (Ладо) Гургенидзе, которого уличили в неэтичном поведении за границей. Смена премьера не может не вызвать перетряски всего кабинета министров.
Из членов правительства Грузии о возможных изменениях в правительстве высказался лишь госминистр по реинтеграции Темури Якобашвили. «Ничего страшного не произойдет. Но о том, что теряю работу, я узнал из газет. Спросил об этом президента. Он сказал, что тоже узнал об этом из газет. Мы посмеялись», – сказал Якобашвили «НГ».
Премьер Ладо Гургенидзе просочившуюся в прессу информацию об отставке не комментирует. У него не лучшие дни. Достоянием грузинских СМИ стало его времяпрепровождение в Турции, куда он выехал по «срочным делам» в разгар августовских событий в Южной Осетии. Там он был «обнаружен» турецкими журналистами на модной дискотеке. Популярная грузинская газета «Джорджиан Таймс» цитирует одно из турецких изданий, обративших внимание на пляски Гургенидзе: «Утомленный деловыми переговорами, премьер столько трясся на одной из местных дискотек, что немало удивил турок, озабоченных бедой, которая обрушилась на Грузию». Далее издание отмечает, что танцы «англичанина» (малопопулярное прозвище премьера, обладающего подданством Великобритании) по времени совпали с отступлением из Южной Осетии и марш-броском формирований, покинувших Кодорское ущелье Абхазии по приказу Тбилиси, но «забывшего» при этом обеспечить солдат транспортом. В результате военнослужащим пришлось пешком отмахать полсотни километров до Местии – административного центра региона Сванети, а потом для приезда в столицу штабелями набиваться в два грузовика, предоставленных изумленными местными жителями.
Как заявил политолог Сосо Цинцадзе, назначение банкира, пусть и успешного, на пост премьера было ошибочным. Другие считают, что таким образом его отблагодарили за услуги – в Грузии давно не секрет, что избирательные кампании Михаила Саакашвили финансировались банком, принадлежащим Гургенидзе. Что же касается Ираклия Аласании, то Цинцадзе считает, что он будет успешным премьер-министром. «Аласания имеет политический опыт, по-западному мыслит. Это еще один его шаг к будущему президентству. О том, что он может возглавить Грузию, в кулуарах говорят давно. Не исключено, что назначение Аласании на должность премьера является инициативой Белого дома. Его взлет может пытаться остановить только окружение Михаила Саакашвили», – полагает профессор Цинцадзе.
Наблюдатели отмечают, что отзыв Аласании из Нью-Йорка может быть сопряжен с потрясающим чувством самосохранения Михаила Саакашвили. Видя в нем опаснейшего конкурента, президент решил держать его рядом, а должность премьер-министра в сегодняшней Грузии неминуемо ведет к снижению рейтинга, который у Аласании сейчас весьма высок.
Руководитель Южно-Кавказского института региональной безопасности Александр Русецкий придерживается иного мнения, называя возможное назначение Аласании премьер-министром удачным ходом. «Он пользуется авторитетом как за рубежом, так и внутри страны. Аласания способен наладить отношения с радикализирующейся оппозицией. Важно и то, что к нему нормально относятся в Абхазии», – сказал «НГ» Русецкий.
В Абхазии к Ираклию Аласании отношение действительно иное, чем к большинству представителей грузинской политической элиты, несмотря на то что его отец – Герой Грузии, погиб во время грузино-абхазской войны. До назначения послом в ООН Аласания лично занимался урегулированием конфликта. О его последней поездке уже в ранге посла в Абхазию незадолго до войны в Южной Осетии и встрече с президентом Сергеем Багапшем ходили различные слухи, вплоть до того, что ему удалось о чем-то договориться. Догадки развеял глава МИД Абхазии Сергей Шамба. «Мы предложили Ираклию Аласании трехсторонние переговоры в Сочи президентов Медведева, Багапша и Саакашвили, по итогам которых должен был быть подписан договор о неприменении силы. Встреча была необходимой для всех, особенно, на мой взгляд, для грузин. У Тбилиси с Москвой к тому времени были крайне натянутые отношения, и встреча с подписанием договора могла бы привести к разрядке. Мне показалось, что Ираклий Аласания с пониманием отнесся к предложению. Но в итоге Тбилиси отказался от встречи в Сочи», – рассказал «НГ» Шамба.