Экс-спикер Нино Бурджанадзе призвала главу государства
к ответу.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Бывший спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе потребовала от властей публичного ответа на вопросы о причинах войны в августе. На состоявшейся в среду вечером пресс-конференции она подчеркнула, что власти обязаны обществу, которое по многим аспектам произошедшей трагедии остается в неведении.
«Мы ждем ответов на адресованные властям вопросы до 15 октября, когда начнутся международные переговоры в Женеве», – заявила Бурджанадзе.
Послание экс-спикера из 43 вопросов изложено на пяти страницах. Тайны из его содержания Бурджанадзе делать не стала. Главные, по ее словам, вопросы: что помешало властям предотвратить войну, кто издал приказ о начале боевых действий, почему власти не позаботились о выводе мирных жителей из Цхинвальского и Горийского районов, кто руководил операцией, почему приказы в ходе военных действий отдавались по мобильникам, кто отдал приказ об отступлении, почему противнику досталось грузинское вооружение и почему оно не было хотя бы уничтожено, почему в зоне боевых действий находился мэр Тбилиси и при этом имел полномочия на команду о прекращении огня, почему без боя было оставлено Кодори в Абхазии, вообще осознают ли власти, что проиграли войну и донельзя осложнили проблему восстановления территориальной целостности Грузии? Бурджанадзе подчеркнула: если именно действия властей привели к августовской трагедии, то они должны понести ответственность.
Президент Михаил Саакашвили, хоть и не был упомянут, но именно он, не откладывая в долгий ящик, вызвался парировать выпад экс-спикера. Собрав в резиденции на Авлабаре корреспондентов грузинских телеканалов, Саакашвили призвал не драматизировать ситуацию. Конкретных ответов Грузия в среду от него не дождалась. Он отделался общими фразами. Критика действующей власти, по его словам, дело для Грузии привычное. Не видит Саакашвили трагедии и в том, что от него отмежевались недавние соратники. «Политический спектр как никогда консолидирован, как и правительство, парламент. Такой здоровой политической системы я не помню за все время пребывания в политике. Признаком здоровья является и то, что люди, не нашедшие места в этой системе, раздражены... У нас ведь демократия. Будут следующие выборы, и народ все решит», – сказал Саакашвили.
Последней фразой глава государства дал понять, что досрочной отставки противники не дождутся – он собирается доработать отведенный Конституцией второй президентский срок. Между тем в последние дни грузинская пресса пестрит публикациями о скором уходе Саакашвили. Издания со ссылкой на источники в верхах даже называют дату: с погрешностью в несколько дней выходит, что в середине октября президент объявит о сложении полномочий. На поверку, однако, оказывается, что описываемый в прессе сценарий больше походит на желаемое. Один из авторов такой публикации сказал «НГ»: «Оснований не доверять своему источнику у меня нет. Мировая политическая конъюнктура такова, что ведущим игрокам надо договариваться, и если в этом им мешает наломавший дров лидер маленькой страны, то... Не случайно же все видные оппозиционеры, включая Бурджанадзе, подолгу консультируются в Вашингтоне. С Москвой надо какие-то отношения наладить, а она с Саакашвили дел иметь не желает. Вообще в Грузии такое ощущение, что он правит последние дни». Аргументы серьезные, но вряд ли достаточные для радикальных утверждений.
Политолог Паата Закареишвили сомневается, что Саакашвили предпримет такой шаг, наоборот, он укрепляет свои позиции. «Бурджанадзе также начала набирать очки. При том что оппозиция ведет себя в эти дни пассивно, обострение, на которое пошла экс-спикер, может принести ей политический капитал. Консультации грузинских политиков в Вашингтоне – это своеобразные смотрины, но говорят они больше о том, что США заинтересованы в наличии широкого политического спектра, чем поддерживают кого-то конкретно. Многое прояснится после президентских выборов в США: выиграет Маккейн – и Саакашвили, вероятно, получит более явную, чем сейчас поддержку. Победит Обама – ставка будет делаться на институции», – сказал «НГ» Закареишвили.
Экс-советник грузинских президентов профессор Рамаз Сакварелидзе убежден, что Бурджанадзе бросила вызов президенту, и это не хитроумная комбинация, рассчитанная на общественность. «Она могла бы и сейчас продолжать карьеру в парламенте, но покинула власть по внутреннему протесту даже раньше, чем оппозиционеры отказались от депутатских мандатов. Бурджанадзе поставила перед президентом острые вопросы, на которые все-таки ответить придется. Думается, она более бескомпромиссный соперник Саакашвили, чем некоторые лидеры оппозиции», – заявил Сакварелидзе «НГ». По мнению профессора, досрочную отставку Саакашвили напрочь исключать нельзя, но нет реального механизма воздействия, а надежды на Запад, которые возлагает оппозиция, скорее несостоятельны. «Сегодня западные лидеры открыто говорят о том, что категорически были против применения силы в Южной Осетии, но не смогли удержать Саакашвили – он поступил по-своему. Трудно представить, что президент вдруг последует возможной рекомендации и сложит полномочия. Хотя, может, я и ошибаюсь», – сказал «НГ» Сакварелидзе.