Приняв новый Основной закон, Туркмения объявила о начале истинной демократической эры.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Сегодня в Туркмении будет принята новая Конституция. Она сокращает полномочия президента, но при этом увеличивает срок правления с пяти до семи лет. Новая Конституция запрещает двойное гражданство и упраздняет высший представительный орган народовластия – Халк маслахаты (Народный совет).
Туркменское государственное агентство сообщило, что большинство граждан страны не только приняло участие в обсуждении проекта новой Конституции, но и внесло свои предложения. Именно по многочисленным просьбам трудящихся срок президентских полномочий доведен с пяти до семи лет.
Проголосовав за это, 2507 членов Халк маслахаты одновременно сложат свои полномочия. Таким образом, созданный первым президентом Сапармурадом Ниязовым и не имеющий аналогов в мире орган прекратит свое существование и положит конец язвительным пересудам о «монархическом» устройстве Туркмении. Дело в том, что все 2507 членов Халк маслахаты назначались лично Туркменбаши, под его руководством контролировали ветви власти и легитимировали любые решения президента. Теперь полномочия этого органа разделят между собой президент и парламент (Меджлис). При этом количество депутатов Меджлиса увеличится с 50 до 125. Расширят и их полномочия, причем в ущерб президентским. Согласно новой Конституции глава государства имеет право распустить парламент, только если не будет единого мнения по кандидатуре спикера, тогда как прежде – когда заблагорассудится.
Эксперты в целом положительно оценивают Конституцию, считая, что при ее соблюдении о начале демократических процессов в стране можно будет говорить без сарказма. Побывавший на родине нынешним летом профессор Резванолла Гудрат Сейфи-Сайфуллаев отметил в беседе с «НГ», что за последний год в Туркмении произошли существенные изменения. «Наряду с экономическими реформами нынешний президент реально поднимает науку, образование, культуру. При этом заметно тяготение населения к России, люди ждут отмены визового режима. Это понимает Бердымухамедов и, мне кажется, предпримет действия в этом направлении», – заявил он «НГ».
Но на деле пока наоборот. Конституция запретила двойное гражданство. Причем фактически именно российское, поскольку только его можно было брать в качестве второго до того, как Ниязов указом не запретил делать это. Сейчас в Туркмении около 100 тысяч русскоязычных, и большинство имеет второй паспорт. Запрет, безусловно, ударит по интересам этих людей.
Другая особенность новой Конституции – закрепленный статус Туркмении: «Нейтралитет является основой внутренней и внешней политики». «Если с внешней политикой – логично, то упоминание в таком контексте внутренней политики вызывает как минимум недоумение. Гарантом нейтралитета почему-то указан президент Туркмении, тогда как в мировой практике таковым является ООН», – заметил «НГ» эксперт по государственному праву общества русско-туркменской дружбы «Соотечественник» Батыр Мухаммедов. По его мнению, новая Конституция в целом прогрессивнее прежней, но в глаза бросается ряд недоработок, а главное – то, что «Бердымухамедов подготовил ее на экспорт». «Основной закон ориентирован на западные ценности демократии и провозглашает таковые. Но заметно, что авторский состав над некоторыми статьями поработал слабо. Очевидно, сказывается кризис кадров, нехватка специалистов: в Туркмении всего-то было около десяти специалистов по государственному праву, но часть выехали из страны, другие остались не у дел», – сказал «НГ» Мухаммедов. Среди главных недостатков он назвал также отсутствие Конституционного суда, функции которого передаются парламенту. «Это абсурд, нарушающий основы принципов разделения властей. Здесь заложена мина замедленного действия», – считает Мухаммедов. Другой изъян – отсутствие арбитражного суда. «В Туркмении объявлена реформа экономики. Без спорных ситуаций не обойтись. Отсутствие арбитражного суда отпугнет инвесторов, ведь Запад предпочитает иметь дело с законами, регулирующими экономику. Этот недостаток говорит о том, что власти не рассчитывают на инвестиции либо упустили по некомпетентности», – сказал «НГ» Мухаммедов.
Политолог Фархад Ильясов отметил «НГ», что Конституция слабо связана с реалиями. «Она больше напоминает декларацию. Изменения, внесенные в Конституцию, в первую очередь связаны с распределением власти между основными игроками. Что же касается прописанных в ней демократических норм, то, пока в тюрьмах остаются политзаключенные, пока нет оппозиционных партий и свободных СМИ, они останутся лишь словами», – подчеркнул Ильясов.