Киргизия ищет дополнительные возможности для импорта энергоресурсов. На днях в Москву для проведения соответствующих переговоров с министром промышленности и торговли Виктором Христенко прибудет его киргизский коллега Сапарбек Балкибеков.
Как и год назад, Киргизию ожидает тяжелая зима. Ситуация стала осложняться после того, как Узбекистан повысил стоимость экспортируемого газа до 300 долл. за тысячу кубометров. Подорожание совпало с сокращением добычи угля в республике, а также отсутствием твердых договоров Киргизии с поставщиками электроэнергии. Власти при этом кормят население обещаниями.
Так, президент Курманбек Бакиев на правительственном совещании, подводя итоги подготовки к зиме, констатировал, что у горожан проблем с обеспечением теплом, горячей водой и электроэнергией не будет. Это заявление, как утверждают эксперты, не соответствует действительности. В Бишкеке, не говоря о других городах Киргизии, продолжаются веерные отключения электроэнергии на 6 часов в сутки. А с октября, как поговаривают, света не будет до 12 часов. Подорожавший газ большинству не по карману. К тому же проблемы с его импортом – для покупки необходимых 850 млн. кубометров газа требуется около 255 млн. долл., которых в бюджете нет.
В этих условиях власти решили было сделать ставку на импорт электричества из соседних стран и договорились получать необходимые объемы из Казахстана и Туркмении. Однако возникла проблема в Узбекистане, по линиям электропередачи которого предполагалась поставка, – Ташкент пока не дал согласия, и, по предположению экспертов, «если и начнет обсуждать с Бишкеком вопросы транзита электроэнергии, то выдвинет тяжелые условия». Они считают, что налицо элементарное сведение счетов: летом Киргизия из-за маловодья в Токтогульском водохранилище сократила подачу поливной воды Узбекистану. В киргизском Минпромэнерго демарш Ташкента объяснили «НГ» еще и тем, что «Узбекистану в требовании признать реки Сырдарьинского бассейна трансграничными отказали другие страны региона, в том числе и Киргизия». Узбекские власти сложившуюся ситуацию пока не комментируют.
В условиях такой неопределенности населению было предложено запасаться углем. Но едва власти обнародовали это решение, как черное золото тут же подскочило в цене. Теперь тонна угля в Бишкеке стоит более 5 тыс. сомов (150–160 долл.) при установленной правительством минимальной зарплате 100 сомов (около 3 долл.). Премьер-министр Игорь Чудинов, лично взявший ситуацию под контроль, проинспектировал угольные месторождения Кара-Кече. Выявилось столько нарушений добычи и продажи угля, что две компании были лишены лицензий, а трем оставшимся разрешили заниматья бизнесом только для того, чтобы киргизские ТЭЦ могли хоть как-то работать зимой.
В поисках выхода в Бишкеке в конце концов решили обратиться за помощью к Москве. О развитии российско-киргизского сотрудничества в энергетической сфере речь идет уже давно. В середине сентября премьер-министр Владимир Путин поручил министру промышленности и торговли РФ Виктору Христенко «подготовить программу и план реализации возможных совместных проектов». Но дело застопорилось из-за долга (193 млн. долл.) Бишкека Москве. Игорь Чудинов надеется, что межправительственное соглашение о сотрудничестве в энергетике может быть подписано уже во время визита президента России Дмитрия Медведева в Киргизию, запланированного в начале октября 2008 года. Но это в перспективе, хоть и ближайшей. Пока же Бишкек, командируя министра энергетики в Москву, похоже, рассчитывает только на ее понимание киргизских проблем.
На состоявшемся во вторник в Дипакадемии МИД РФ круглом столе «Россия – Центральная Азия и радикальный ислам» эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, комментируя ситуацию в регионе, заявил «НГ»: «Положение катастрофическое. Эту зиму Киргизия, как, к слову, Таджикистан, по заявлением их же чиновников, могут не пережить. Замечу также, что в таких тяжелых социальных условиях, какие в регионе, активизируется радикальный ислам».