Евросоюз заинтересован в реализации своих энергетических планов и сохранении стабильности в Центральной Азии. Об этом было заявлено в рамках форума ЕС по вопросам безопасности в Центральной Азии, состоявшемся вчера в Париже. За день до этого «тройка» ЕС подтвердила свои обязательства по отношению к странам региона в рамках стратегии, принятой в июне 2007 года. Европейцы также заявили о намерении в полном объеме восстановить сотрудничество с Узбекистаном.
Накануне первого форума ЕС по безопасности в Центральной Азии, который вчера прошел в Париже, состоялось заседание «Тройка» ЕС – Центральная Азия» и консультации с каждой из стран региона. Если принять во внимание комплиментарность, характерную в последнее время для диалогов ЕС с государствами региона, то возникает вопрос: что за этим стоит? По мнению экспертов, Европу прежде всего волнует судьба энергетических проектов в этом регионе, которые призваны повысить безопасность Старого Света. Но европейские проекты, альтернативные российским, завязаны также и на Южный Кавказ, потому ситуация там отслеживается Брюсселем с особым вниманием. На двусторонних встречах «тройка» ЕС рекомендовала каждой из стран Центральной Азии не признавать независимость Абхазии и Южной Осетии. Реакция на этот совет Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении неизвестна. Главы МИДов этих стран по данному поводу заявлений не делали. Разве что министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов уклончиво заметил: его страна «пока не определилась в подходе».
Что же касается перспектив энергетического сотрудничества Евросоюза и центральноазиатских государств, в ходе предыдущего заседания «Тройка» ЕС – Центральная Азия», которое состоялось в апреле в Ашхабаде, Туркмения пообещала участвовать в строительстве Транскаспийского газопровода (в обход России), подкрепив это обязательством поставлять в ЕС 10 млрд. кубометров газа ежегодно. Но все дело в том, что никто не знает истинных объемов туркменских подземных кладовых и соответственно не может ответить на вопрос: хватит ли их, чтобы заполнить будущий трубопровод. Потому ЕС рассчитывал на присоединение к проекту Узбекистана, у которого немалые запасы углеводородов. Однако эти надежды существенно поколебал недавний визит российского премьера Владимира Путина в Ташкент.
«Этот визит продемонстрировал успешную наступательную стратегию России в Центральной Азии. После того как Ислам Каримов и Владимир Путин подписали соглашение по строительству новой ветки трубопроводной системы Средняя Азия – Центр, Европе, вероятно, следует подумать над предложением, которое бы смогло заинтересовать узбекского лидера. Но по всему пока Брюсселю нечего обещать Каримову, кроме отмены санкций», – сказал «НГ» завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.
Напомним, санкции против Узбекистана были введены после отказа властей допустить к расследованию андижанских событий (2005 год) международных специалистов. ЕС ограничил поставки товаров военного назначения, частично заморозил переговоры и составил черный список, куда вошли 12 высокопоставленных узбекских чиновников, которым запретил въезд на свою территорию. Для восстановления сотрудничества Ташкенту было предложено выполнить требования ЕС по соблюдению прав человека. Узбекским властям также предписали освободить из тюрем правозащитников и политических заключенных и допустить к расследованию андижанской трагедии европейцев.
Требования ЕС Ташкент выполнил частично. Тем не менее уже в октябре, когда в ходе заседания министров иностранных дел ЕС будет заслушан доклад по Узбекистану, санкции против этой страны будут отменены. Об этом на днях со ссылкой на вице-президента Международной кризисной группы Алена Делетроза сообщило узбекское агентство Uznews.
Эксперты за отменой санкций видят исключительно политическое решение, которое не связано с тем, выполнил ли Ташкент требования и рекомендации Брюсселя. «Решение ЕС вызовет шквал критики международных правозащитных организаций. Но при нынешнем обострении борьбы за доступ к энергетическим потокам гуманитарная составляющая оказалась далеко на заднем плане», – сказал Грозин.
Эксперт по Центральной Азии Санобар Шерматова считает, что, независимо от решений ЕС, ожидать от Узбекистана резких изменений внешнего вектора не стоит. «Страна является частью устоявшейся системы отношений в Евразии, и это ее полностью устраивает. Речь идет о сбалансированных отношениях с Россией и Китаем и достаточно крепких связях с Германией и Японией. Искать для себя новых союзников, что способно вызвать перекосы нынешней системы, Узбекистан не собирается. Но ЕС всячески будет добиваться благосклонности Ташкента. События на Кавказе актуализировали проекты, которые помогут Западу уйти от энергетической зависимости от России. Узбекистан со своими запасами газа становится для ЕС важнейшим звеном в этих проектах», – сказала «НГ» Шерматова.