Белоруссия поднялась на 30 позиций в рейтинге Всемирного банка (ВБ) по условиям ведения бизнеса и вошла в первую десятку стран-реформаторов, став четвертой после Киргизии, Албании и Азербайджана. Но при этом ее налоговая система признана худшей.
Всемирный банк и Международная финансовая корпорация (МФК) презентовали свое совместное исследование бизнес-среды, в котором Белоруссия заняла 85-е место против 115-го в прошлом году. В сообщении ВБ отмечается, что наиболее заметных успехов Белоруссия достигла в плане регистрации прав собственности, сокращении администрирования при получении разрешений на строительство, упрощении регистрации бизнеса. В то же время белорусская налоговая система остается самой худшей, о чем свидетельствует последнее, 181-е место в этой категории. Не лучшим образом в Белоруссии защищены и права инвесторов – 104-е место против 101-го в прошлом году.
Напомним, что в прошлом году Белоруссия задалась целью улучшить свой результат в рейтинге ВБ по условиям ведения бизнеса. Была объявлена цель – войти в число первых 30 государств. Для ее достижения была сформулирована специальная программа либерализации условий хозяйствования. Первым шагом на этом пути стала отмена печально известной и наиболее отпугивающей инвесторов «золотой акции», которая позволяла государству вмешиваться в деятельность приватизированных предприятий.
Как и отмечали эксперты на стадии формирования программы либерализации, она не вызвана внутренним пониманием властей необходимости серьезных рыночных реформ для повышения эффективности белорусской экономики. Просто они вынуждены были что-либо делать в условиях сокращения российских энергетических дотаций. В то же время, по мнению официального Минска, улучшение позиции государства в рейтинге ВБ привлекло бы в страну иностранного, в первую очередь западного инвестора.
Сегодня независимые эксперты, подводя итоги усилий правительства и комментируя результаты исследования ВБ, говорят о том, что именно отсутствие внутренней мотивации стало причиной низкого результата в плане привлечения инвестиций. Они напоминают, что стартовая позиция Белоруссии была настолько далека от тех условий, к которым привык инвестор, что предпринятые усилия пока никто, кроме ВБ, не заметил.
Помимо прочего ВБ фиксирует изменения законодательства, но не отслеживает его реальное исполнение. В то время как местный бизнес утверждает, что никаких улучшений для своей деятельности не заметил. Система вхождения в бизнес чрезвычайно сложна, получение разрешения на строительство и выделение земельных участков занимают годы.
Местные экономические аналитики подчеркивают, что проведенные реформы не затрагивают основ сформированной в Белоруссии командно-административной системы. Правительство чрезвычайно гордится тем, что готово каждому потенциальному инвестору предложить какие-то особые условия. В то время как отсутствие равных и единых для всех условий как раз и отпугивает больше всего.
Декларируя либерализацию, правительство принимает решения, которые «ставят на уши» весь бизнес, что, по оценке его представителей, снижает доверие к намерениям либерализации. Так, недавно Министерство экономики приняло решение ограничить торговую надбавку на импортные товары 30%, аргументируя это необходимостью поддержать отечественного производителя. Даже после того как бизнес-сообщества забросали правительство письмами о грядущем разорении многих торговых предприятий, решение ограничить импортеров в прибыли не было отменено, а было лишь несколько смягчено. Торговая надбавка импортера составит 60%, а не 30%.
Такой подход к реформированию привел к тому, что доля иностранных инвестиций в их общем объеме не превышает 2%. Никакие инвесторы, кроме привычных к особенностям Белоруссии российских, в страну не рвутся. Ну а поскольку в Минске в настоящее время российских инвесторов побаиваются, то вопрос привлечения средств в белорусскую экономику остается открытым.
Минск