Виктор Ющенко пытался убедить Евросоюз в том, что кризис в Украине – дело преходящее.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Виктор Ющенко вчера во второй половине дня отправился в Париж, где состоялся саммит Украина–Евросоюз. Юлия Тимошенко осталась в Киеве, хотя ранее вице-премьер Григорий Немыря анонсировал ее участие. Но несколько дней тому назад украинский МИД уточнил, что формирование делегации – прерогатива главы государства. В контексте украинского кризиса, связанного с перераспределением полномочий между президентом и премьером, донести свою позицию Европе мог только один из украинских лидеров. В итоге пока Ющенко объяснял представителям ЕС, что происходит в Украине, Тимошенко готовилась к даче показаний в Генпрокуратуре.
Первоначально планировалось, что саммит пройдет во французском городе Эвиан. Однако в последний момент, в понедельник вечером, место встречи перенесли в Елисейский дворец в Париже. По официальным данным, такое решение было принято руководством ЕС, поскольку президент председательствующей в ЕС Франции Николя Саркози, Верховный представитель ЕС по вопросам общей внешней политики и политики безопасности Хавьер Солана и президент Еврокомиссии Жозе Баррозу не успевали к назначенному времени прилететь в Эвиан. Накануне руководители ЕС побывали в Москве и Тбилиси, после чего отправились в Париж на встречу с украинской делегацией.
Сотрудники украинского МИДа, призвавшие не спекулировать на теме отсутствия Тимошенко на саммите во Франции, отмечали, что встреча носит, по сути, рабочий характер. Ожидалось, что украинская сторона официально попросит ЕС начать разрабатывать новое соглашение об ассоциированном членстве, а также проведет переговоры об упрощении визового режима и постепенном отказе от виз между Украиной и ЕС.
Забегая вперед, министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко пояснил суть встречи: «Как свидетельствует опыт стран Центрально-Восточной Европы, эффективная реализация этого соглашения (об ассоциированном членстве. – «НГ») открывает путь к переговорам относительно членства в ЕС». Он коротко рассказал о предложениях украинской стороны: «Например, в рамках соглашения Украина и ЕС создадут зону свободной торговли нового типа, целью которой является постепенная интеграция Украины во внутренний рынок ЕС. Этому будет способствовать системная адаптация законодательства Украины к нормам ЕС, что до сих пор было требованием только к странам – кандидатам на членство».
Правда, украинские чиновники за несколько дней до встречи говорили, что все перечисленные вопросы находятся на начальной стадии обсуждения, поэтому от парижского саммита сенсаций не ожидалось. Не стало открытием и совместное заявление по ситуации в Грузии, которое было подписано после двусторонних переговоров президентов Ющенко и Саркози.
Но даже эта повестка дня была использована представителями окружения украинского президента для обвинений в адрес премьер-министра. Накануне саммита замглавы президентского секретариата Андрей Кислинский заявил, что новый украинский кризис, связанный с тем, что фракции Тимошенко и Януковича в Верховной Раде на прошлой неделе приняли ряд законов, ограничивающих полномочия президента, не случайно совпал с саммитом Украина–ЕС. По словам Кислинского, речь идет о российском сценарии, который обязалась реализовать украинский премьер. «Ежедневно этот план (о дестабилизации ситуации в Украине. – «НГ») активно продвигают Партия регионов и Блок Юлии Тимошенко в интересах России... После событий в Грузии, где Россия попробовала сломать политическую элиту военной силой, в Украине Кремль применил более тонкий сценарий для решения своих геополитических задач: просто умело манипулирует украинскими политиками», – сказал Кислинский.
Именно эту позицию собирался донести до европейских коллег Виктор Ющенко. По крайней мере сотрудник президентского секретариата еще до начала саммита в Париже не сомневался, что совместные действия партии Януковича и Блока Тимошенко «шокируют наших международных партнеров своим цинизмом, абсолютным игнорированием конституционных норм и уничтожением политических договоренностей внутри демократической коалиции».
Представители окружения Юлии Тимошенко предполагали, что Ющенко попытался склонить на свою сторону хотя бы часть представителей ЕС, чтобы таким образом подготовить почву для силового разрешения украинского кризиса. Любопытно, что сама премьер в понедельник впервые публично сказала о том, что уже несколько дней циркулирует в кулуарах украинской власти в виде слухов: в Украине готовится введение прямого президентского правления. В телеинтервью она заявила, что знает: на отдельных губернаторов и общественные организации оказывается давление, чтобы они попросили президента навести порядок в стране, отменив принятые Верховной Радой законы. «Что это такое? Я хочу, чтобы мне объяснили, что такое прямое президентское правление при действующей Конституции. Это противоречит Конституции. Это означает – силой. Это – агрессия», – разъяснила Тимошенко суть готовящегося сценария. Она отметила, что не верит, что президент пойдет на такой шаг.
В другой части интервью Тимошенко сказала, что Служба безопасности Украины (СБУ), которая по обращению сотрудников президентского секретариата месяц расследовала дело о государственной измене премьер-министра, превратилась в «репрессивный орган». Любопытно, что в тот же день в Украине было обнародовано открытое обращение к власти влиятельных политиков, именующих себя ветеранами СБУ. В унисон Тимошенко они заявили: «Сегодня этот специальный орган (СБУ) пытаются использовать для организации преследований, репрессий, шантажа. «Заказы» на высших должностных лиц, лидеров самых влиятельных политических сил, независимых журналистов и инакомыслящих фактически являются попыткой нивелировать демократические основы в Украине и захватить власть силовыми методами».
Как известно, на днях СБУ передала материалы в отношении Тимошенко в Генпрокуратуру. Однако украинский премьер сообщила, что в прокуратуре не увидели оснований для возбуждения уголовного дела против нее. Впрочем, официального подтверждения слов Тимошенко тоже нет, это означает, что уголовное преследование может начаться в любой момент. Показательно, что в понедельник, когда Тимошенко провела большую пресс-конференцию и дала ряд интервью украинским телеканалам, ее вызвали на допрос в Генпрокуратуру. Только вечером появилось уточнение, что речь идет о плановом мероприятии – даче свидетельских показаний по делу об отравлении Виктора Ющенко в 2004 году.
Источник из окружения премьера сказал «НГ», что сторона Тимошенко расценивает ситуацию как предупреждение: «Если мы не замолчим, не откажемся от планов по ограничению власти президента, если в конце концов Тимошенко не поклянется не участвовать в президентских выборах, приближенные к Ющенко люди задействуют силовой сценарий. Им важно было заручиться поддержкой Запада, но такой поддержки не будет».
Напомним, на прошлой неделе Тимошенко получила возможность достаточно долго тет-а-тет говорить с вице-президентом США Ричардом Чейни, хотя в распространенной президентской пресс-службой повестке дня этих переговоров не было. Что касается ЕС, то партия Тимошенко является членом Европейской народной партии (ЕНП), оказывающей значительное влияние на Европарламент. Украинский премьер давно дружит со многими европейскими лидерами. Не случайно на днях, по информации агентства РБК-Украина, руководители ЕНП на пресс-конференции в Брюсселе заявили, что обеспокоены постоянными атаками на украинское правительство, которое проводит демократические реформы.
Киев