Правительство Казахстана скорректировало размер налога на дорогостоящее имущество и внесло это в проект нового налогового кодекса. Изначально кабинет министров предлагал повысить ставки с 0,5 до 1% начиная со стоимости свыше 30 млн. тенге (250 тыс. долл.). Теперь же представители отечественного Министерства экономики и бюджетного планирования заявляют о том, что ставка для недвижимости от 50 до 120 млн. тенге (1 млн. долл.) будет 0,75%, а от 120 млн. тенге – 1%. Против нововведения ранее выступали общественные организации, теперь – депутаты парламента.
Также планировалось свести налогообложение со всего имущества до недвижимости для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом в целях сохранения доходов местных бюджетов ставку предлагалось увеличить с 1 до 2%. Эти изменения позволят более полноценно облагать такую недвижимость, заверяли чиновники.
С прежними расчетами чиновников не согласились общественные организации республики. Руководители ассоциации товаропроизводителей, казахстанской федерации недвижимости, республиканской ассоциации оценщиков провели в конце недели по этому поводу пресс-конференцию. По их мнению, налогом «на роскошь» должно облагаться имущество, которое стоит не менее 120 млн. тенге. «250 тысяч долларов – это цена хорошей трех-, четырехкомнатной квартиры в Алма-Ате. И потому основная часть населения города будет облагаться налогом не 0,1%, а 2%», – заявил тогда президент федерации недвижимости Александр Ким. Если стоимость заветных квадратных метров составляет 250 тыс. долл., налогоплательщик перечислял бы 250 долл., а при нынешних мерках – все 1,5 тыс. долл., подсчитал он. По его словам, предлагаемый правительством налог должен быть ниже 2%. К примеру, в США он равен 1,4%, в Швеции – 1,2%, а в Испании и Германии менее 1% – 0,7 и 0,5% соответственно.
Так в западных странах государство демонстрирует заботу обо всех гражданах и восстанавливает социальную справедливость, заметил «НГ» директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев.
В Казахстане о налоге «на богатство» говорят не первый год, однако существуют определенные сомнения относительно деталей этого вопроса, и их выражают представители общественных объединений. «А если в этой квартире проживает семья или ее владелец – пенсионер, который получил в свое время жилье от государства, и волею судьбы оно находится в «золотом квадрате». Тогда автоматически этот человек приравнивается к богатым», – отметил эксперт. В предложениях правительства должна быть, в частности, четкая классификация предметов роскоши и разъяснение того, кого вообще можно отнести к богатым людям. Ведь тот же самый чиновник – владелец огромной собственности – фактически является небогатым человеком, потому что его имущество записано на многочисленных родственников. С кого в этом случае взимать налог, вопрошает Сатпаев. А большинство казахстанских неофициальных миллионеров зачастую являются обыкновенными государственными служащими и не фигурируют в качестве официальных собственников. «Тогда все эти меры правительства – пустой звук, реально наших богатеев никто облагать не будет. А основная налоговая нагрузка упадет на тех же пенсионеров и тех, кому «посчастливилось» стать владельцем дорогостоящей собственности, исходя из ценовой конъюнктуры», – подмечает эксперт.
Новые подсчеты правительства теперь не удовлетворяют депутатов парламента.
Астана