За кулисами украинско-российского политического противостояния развивается экономический скандал. Воспользовавшись ситуацией, некие офшорные фирмы пытаются через российские суды добиться списания в их пользу 23 млн. долл. с одной из крупнейших украинских государственных компаний – «Энергоатома». В самой компании утверждают, что ухудшение украинско-российских отношений в атомной отрасли маловероятно, поскольку даже в худшие времена газовых войн атомная энергетика не страдала. Однако скандал по взысканию сомнительных долгов вполне может стать причиной экономического конфликта.
Источник, близкий к Минтопэнерго Украины, рассказал «НГ», что нынешний скандал уходит корнями в 1997 год, когда входящая в состав «Энергоатома» Хмельницкая АЭС (ХАЭС) закупила оборудование у офшорных компаний-посредников. По данным украинской газеты «Деловая столица», эти компании действовали в интересах людей из окружения премьер-министра Павла Лазаренко и бывшего руководства Службы безопасности Украины (СБУ). Спустя несколько лет выяснилось, что поставки оборудования были обычной аферой, призванной вывести в офшоры миллионы долларов из украинского бюджета. Против прежнего руководства ХАЭС возбуждили уголовное дело, украинская сторона отказалась оплатить фиктивные поставки.
Между тем фирмы-посредники провели сложную многоступенчатую процедуру переуступки долгов. В результате право требовать у «Энергоатома» 23 млн. долл. получила компания Remington Wordwide Limited, близкая к молдавскому бизнесмену Вячеславу Платону. В украинских СМИ его называют «другом сына президента Молдавии Олега Воронина», но официального подтверждения этой информации нет. Известно только, что в 2006 году Платону был запрещен въезд на территорию Украины. Это произошло после попытки близких к бизнесмену структур – компаний Moldprotectplant и Molhidocom-plet – списать около 16 млн. долл. со счетов государственного Укрэксимбанка в счет погашения долгов «Энергоатома». Юридическое сопровождение процедуры осуществлялось через российские, молдавские и белорусские суды. В тот момент в ситуацию вмешались премьер-министры Юрий Ехануров и Михаил Фрадков: деньги не были списаны.
«Но в прошлом году фирма, близкая к Платону, на сей раз – гибралтарский оффшор Remington Wordwide Limited, попыталась по тому же сценарию списать около 5 млн. долл. со счетов в РайффайзенБанкАваль. Решение принималось в экономическом суде Молдовы», – рассказал «НГ» источник, близкий к Минтопэнерго. По его словам, банк самостоятельно отбил атаку. А украинское правительство помогло отбиться от претензий офшорной компании к ряду облэнерго, которые вообще не имеют никакого отношения к «Энергоатому».
Тем не менее эта история получила новое развитие летом сего года. Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Москве на основании решений Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области возбудил исполнительное производство о взыскании с «Энергоатома» в пользу гибралтарской компании Remington Wordwide Limited тех же 23 млн. долл. Суть дела сводится к поиску и аресту имущества украинской государственной компании на территории РФ.
Сотрудники «Энергоатома» утверждают, что никакого имущества или представительств в России у компании нет. По их словам, последние решения были приняты по подложным документам, согласно которым российские ООО «Персона-ТУР», ООО «Фьюжн», ООО «КамАвтоТорг» и британская компания Louton Limited получили право хранения имущества «Энергоатома» в России. Украинская сторона официально заявляет, что не имеет никакого отношения к названным фирмам. Неофициально сотрудник компании предположил, что речь идет «об афере, затеянной молдавским бизнесменом, который пытается под шумок политического противостояния между Москвой и Киевом вывести в офшор миллионы долларов из украинского бюджета».
Политическую составляющую скандала никто из украинских чиновников не комментирует. Между тем даже представители украинского правительства опасаются, что именно эффективно налаженная Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным линия сотрудничества с РФ раздражает тех представителей официального Киева, которые ориентируются на сотрудничество с Западом. Как известно, после оранжевой революции Украина подписала соглашение о сотрудничестве с американской компанией Westinghouse, топливо которой проходит испытания на Южно-Украинской АЭС. Однако Юлия Тимошенко с начала 2008 года внесла коррективы в это сотрудничество. Не отказываясь от подписанных соглашений, она стала договариваться с Россией о гораздо более масштабных проектах в атомной сфере. В частности, речь шла об участии российских компаний в продлении ресурса действующих украинских АЭС и строительстве новых атомных электростанций, а также в освоении урановых и циркониевых месторождений. Тимошенко также заявила о готовности Украины участвовать в работе международного центра обогащения урана в Ангарске и в строительстве к 2011 году нового завода по производству ядерного топлива для АЭС. Скандальная история с запутанными долговыми претензиями к «Энергоатому» может если не остановить сотрудничество, то существенно затруднить реализацию планов Тимошенко и Путина.
Киев