Душанбе готов к саммиту глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который пройдет в таджикской столице 28 августа. В целях безопасности, а в мероприятии примут участие главы государств – участников организации: России, Таджикистана, Китая, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, а также президенты стран-наблюдателей: Монголии, Пакистана, Ирана, Индии и в качестве гостя – президент Афганистана, Таджикистан закрыл свои границы. В МИД России сообщили «НГ», что на заседании едва ли не главным вопросом обсуждения станут события в Южной Осетии.
По итогам саммита, сообщили «НГ» в МИД Таджикистана, будет принята совместная Душанбинская декларация глав государств – членов ШОС и совместное коммюнике. Содержание самой декларации во многом зависит от позиции Китая. Проект Душанбинской декларации готовился в течение всего последнего месяца. Однако война в Южной Осетии свела проведенную работу к нулю, несмотря на то что основной текст документа был согласован министрами иностранных дел государств ШОС. Теперь Россия настаивает на внесении в него ряда изменений. В частности, речь идет о включении в документ пункта о выработке совместных действий в вопросах безопасности и предотвращения конфликтов. Как сообщил «НГ» источник в МИД РФ, формулировка этого параграфа будет обтекаемой. Китай, имеющий собственные территориальные проблемы, заблокировал предложенные Россией термины «геноцид» и «агрессия со стороны Грузии».
«Проблема еще и в том, что до сих пор ни одна из стран – участниц ШОС или наблюдателей этой организации не поддержала однозначно действия России в Южной Осетии», – заявил «НГ» старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Леонид Гусев. В частности, Казахстан, который поднялся на продаже углеводородов и реализует взвешенную внешнеполитическую позицию, вряд ли согласится с предложением России. По мнению эксперта, аналогичную позицию может занять Узбекистан. «Мы вновь наблюдаем у Ислама Каримова крен в сторону Запада. Поэтому ему высказываться однозначно также не целесообразно», – отметил Гусев. Что касается Китая, то, как полагает эксперт, его позиция до конца неясна. «Для Пекина характерно все делать четко и аккуратно. Тем более что принятие российского предложения ведет к столкновению с интересами США. В итоговой Душанбинской декларации Россия вряд ли может рассчитывать на активную безоговорочную поддержку», – считает Леонид Гусев.
Между тем, как полагает политолог Александр Князев, Душанбе станет местом, где главам государств – участниц ШОС придется определиться, с кем они. Он считает, что «для Центральной Азии грузино-осетинский конфликт чреват внутренними расколами». «Страны Центральной Азии могут начать процедуру пересмотра существующих государственных границ», – подчеркнул эксперт.
По мнению сотрудника Российского института стратегических исследований Аждара Куртова, следует опасаться не внутренних расколов в Центральной Азии, а в первую очередь возможной смены политической ориентации государств региона, тем более что у каждой из стран есть опыт сотрудничества с Вашингтоном. «США просчитывают возможную реакцию центральноазиатских стран и смогут упредить ее встречными предложениями. Или нейтрализовать надежды России и получить однозначную и четко выраженную поддержку государств региона в политике США на Южном Кавказе», – сказал «НГ» Аждар Куртов.
Что последует за этим, будет ли ШОС усиливать компонент военно-политического сотрудничества или в качестве ответной реакции возьмет курс на расширение своего состава? Кстати, претендующие на вхождение в организацию на правах полноценных членов Иран и Пакистан в качестве компромисса получат на предстоящем заседании ШОС новый статус – партнер по диалогу. Об этом «НГ» сообщил президент Фонда востоковедческих исследований Сергей Лузянин. По его словам, сейчас прорабатываются документы о снятии моратория на расширение организации и механизмы принятия новых членов. Таким образом, либо Россия в ответ на возможные политические меры со стороны США будет искать союзников по жесткой формуле варианта ответа, либо ограничится общими политическими фразами. Как будут развиваться события – эксперты предсказать затрудняются, поскольку Россия не доминирует в ШОС, а Китай не заинтересован в резкой конфронтации с США и НАТО.