Фото Reuters
Вечерний воскресный чартерный рейс Бишкек–Тегеран оказался последним для 65 пассажиров. В пяти километрах от киргизского аэропорта «Манас» разбился «Боинг-737». Из 90 человек выжили лишь 25. Сегодня в Киргизии – день траура.
«В 20.30 по местному времени «Боинг-737» взлетел. В 20.35 поступил запрос экипажа о возврате по технической причине. Однако, не долетев до аэропорта, в 20.43 авиалайнер совершил аварийную посадку в районе села Жаны-Жер. В результате столкновения с земной поверхностью самолет разрушился и сгорел». За этими сухими строчками официального сообщения скрывается судьба юношеской сборной Киргизии по баскетболу, двух депутатов, нескольких бизнесменов, обычных пассажиров┘ По данным чиновников, на борту находились 24 киргиза, 52 гражданина Ирана, по одному гражданину Турции и Китая, двое канадцев и три казахстанца.
Из 25 выживших – трое уже дома. Остальные находятся в киргизских больницах. Несколько пассажиров – в реанимации. Среди диагнозов – отравление угарным газом, ожоги разной степени тяжести, ушибы, переломы позвоночника. Весь экипаж цел.
Правительственная комиссия, созданная для расследования трагедии, пока не может назвать причину аварии. Среди предварительных версий – поломка двигателя, отказ системы кондиционирования. Доподлинно известно лишь то, что в полете экипаж «Боинга» доложил о разгерметизации, запросил экстренную посадку, но не дотянул до аэропорта 5 км, упав на поле с полными баками горючего. В Бишкеке ждут специалистов из Москвы – расшифровывать данные «черных ящиков».
Более пяти лет специалисты предупреждали о плачевном состоянии киргизской авиации. После того как Евросоюз занес в черный список все киргизские авиакомпании, запретив им летать над своей территорией, президент республики Курманбек Бакиев потребовал «навести порядок в авиации». Чиновники рассказали об «объективных трудностях»┘ и все. Громкий разнос, устроенный президентом, закончился ничем. Скандал, связанный с кризисом местной авиации, удалось благополучно «замять», практически ничего не делая.
За годы независимости Киргизии авиапарк страны постоянно ветшал, новые самолеты, взятые в лизинг местными авиакомпаниями, были новыми только для неспециалистов. В действительности киргизские авиакомпании брали технику, которая до этого отработала несколько десятков лет. «Фактически самолеты привезли со свалки, – сообщил «НГ» на условии анонимности технический сотрудник аэропорта «Манас», – самолеты приходилось постоянно ремонтировать, чаще всего ломались движки. По бумагам техника проходила как абсолютно исправная, на самом деле качество ремонта оставляло желать лучшего». По официальным данным, упавший самолет был построен в 1979 году. «Боинг» принадлежал киргизской компании «Итек Эйр». «Авиакомпания «Итек Эйр» зарекомендовала себя как безупречный перевозчик, отвечающий всем требованиям безопасности полетов», – и сейчас сообщает официальный сайт компании, которой принадлежал упавший самолет.
Власти, руководство авиакомпании, дирекция аэропорта - все они делают заявления, общий смысл которых «мы не виноваты, самолет был исправен». Похоже, что и в этот раз истинные виновники окажутся безнаказанными. К тому же среди погибших – главный инженер «Итек Эйра». Его при желании могут сделать «крайним».
Киргизия в шоке. Погибли дети, у одной из школ города уже начались похороны. В округе, по информации местных жителей, слышен «страшный непрестанный крик». Отдельного упоминания заслуживает реакция руководства республики. Многим запомнилась фраза Курманбека Бакиева, сказанная утром во время беседы с премьером: «Ну что, наверное, завтра сделаем день траура». Так и порешили: 26 августа в Киргизии приспустят флаги и отменят развлекательные программы. А 31 августа, спустя неделю после катастрофы, страна в очередной раз отпразднует День независимости. Пышно, радостно, с концертом и салютом.
Бишкек