Правительство Казахстана объявило о подключении к железнодорожному проекту, который объединит эту страну с Туркменией и Ираном. Впоследствии в строительстве будет участвовать и Россия. В Министерстве транспорта республики «НГ» сообщили, что прокладывание новой международной дороги на казахстанской территории начнется будущим летом.
Астана в июне следующего года начнет строительство своей части железнодорожной линии международного проекта «Узень (Казахстан) – Кызылкая – Берекет – Этрек (Туркмения) – Горган (Иран)». Проект реализуется тремя странами – Казахстаном, Туркменией и Ираном. Стоимость казахстанской части проекта оценивается почти в 600 млрд. 800 млн. тенге (1 долл. – 120 тенге). Как пояснили «НГ» в Министерстве транспорта и коммуникаций Казахстана, протяженность казахстанского участка дороги – 138 км. «На сегодня завершена разработка технико-экономического обоснования проекта, проведена государственная экологическая экспертиза», – сообщили «НГ» в Минтранскоме. Уже в текущем году из госказны выделено 97 млн. тенге на разработку проектно-сметной документации. Туркменская сторона, по информации транспортного ведомства, уже приступила к строительству своего участка международной линии. Здесь проложили более 46 км нового пути. Протяженность по территории Туркмении в три раза превышает казахстанскую часть дороги. И потому в правительстве РК уверены, что смогут завершить работу одновременно с соседями. Вообще же длина всей железнодорожной ветки составит 670 км, в том числе по Туркмении – 470 км и по Ирану – 70 км.
Планируемый объем перевозок в первый год эксплуатации достигнет примерно 5,5 млн. тонн, в перспективе – 12 млн. тонн в год. Формирование нового железнодорожного маршрута повысит транспортный потенциал Казахстана, отметила «НГ» вице-президент по научной работе Института экономических исследований Жамиля Бопиева. В Центральной Азии наземные перевозки всегда сопровождаются проблемами, связанными со сложностью ландшафта, говорит она. «В 2003 году эксперты подсчитали, что по Центральной Азии доля транспортных расходов в стоимости экспорта и импорта составляет от 11 до 16%. С логистическими издержками транспортные расходы возрастают до 20%. Для сравнения, в странах ЕС расходы на логистику и транспорт для продукции перерабатывающей промышленности составляют менее 10%», – заметила Бопиева. Данный же участок дороги позволит через территорию Казахстана соединить Туркмению, Иран и Россию. Выход российских сетей на этот маршрут предполагается в будущем. Новая стальная магистраль станет частью международного транспортного коридора «Север–Юг».
Астана