6 крупнокалиберных пулеметов, 26 автоматов, 2 винчестера, 2 подствольных гранатомета, 4 снайперские винтовки и несколько тысяч патронов обнаружили в понедельник сотрудники киргизской милиции в одном из домов Бишкека. Находка такого арсенала вряд ли привлекла бы внимание местных и зарубежных СМИ, если бы не пара обстоятельств: все изъятое оружие было натовского образца, а сам дом был арендован военнослужащими США. Вчера об этом, а также об открытии соответствующего уголовного дела сообщила Генпрокуратура республики.
Едва пресс-служба МВД Киргизии распространила информацию об арсенале, обыватели и журналисты стали выдвигать различные версии случившегося, среди которых и «подготовка американскими солдатами военного переворота в республике», и нарушение правил хранения оружия, и другие. Вчера в связи с этим заявлением выступило американское посольство в Киргизии. По данным американских дипломатов, военные США «находились в Киргизии по приглашению киргизского правительства с целью обеспечения антитеррористических учений для министерств республики. Все оборудование было предназначено для этого и находилось в республике с ведома ее властей».
Специалисты сразу отметили ряд странностей и противоречий во всей истории с «американским арсеналом». Так, пресс-релиз, распространенный пресс-службой МВД, изобиловал техническими ошибками. К примеру, среди изъятого вооружения были упомянуты «2 винчестера марки «МОСВЕГА» 12 калибра». Как сообщили «НГ» военные эксперты, винчестеров марки «МОСВЕГА» в природе не существует, наиболее вероятным является предположение, что в действительности это были гладкоствольные ружья Mossberg. Также пресс-службой МВД упомянуты «2 ящика патронов калибра 50». Скорее всего, говорят эксперты, в ящиках были патроны для снайперских винтовок калибром 12,7 мм.
Не менее странной представляется ситуация в свете заявления американского посольства. Получается, что весь инцидент произошел из-за несогласованности между ведомствами Киргизии – власти страны, согласно заявлению посольства, знали о присутствии как солдат, так и арсенала, но при этом зачем-то устроили «шоу» с задержанием солдат и обнаружением «схрона».
Как бы то ни было, основным остается вопрос – почему такое количество оружия хранилось не в специально предназначенном для этого месте, а в одном из частных домов неподалеку от посольства США и резиденции киргизского президента. По нормам киргизского законодательства подобное запрещено. К тому же у американских военных достаточно мест для хранения оружия – это и само посольство, и авиабаза Манас.
Как отметил «НГ» военный эксперт Леонид Бондарец, «слова американцев о том, что найденное оружие предназначалось для учений, очень напоминают попытку навесить лапшу на уши. Если это оружие для учений – зачем его вести в республику? Местных военных проще обучать на привычном им оружии советского производства. Кроме того, странным выглядит факт хранения оружия не на авиабазе или в посольстве, а в обычном частном доме. До конца ситуация не ясна, в ней много белых пятен».
Впрочем, и против версии о том, что американские военные планировали передать вооружение некой третьей стороне для проведения вооруженной акции (а таковая также в ходу), есть серьезный аргумент – гораздо удобнее и рациональнее было поставлять советское оружие – меньше проблем с ремонтом, обучением и снабжением боеприпасами. К тому же подобные операции спецслужбы чаще всего проворачивают чужими руками, не подставляясь под дипломатические скандалы.
Кто создавал арсенал и для чего, пока непонятно. Но, как заметил «НГ» киргизский политолог, полковник в отставке Токтогул Какчекеев, «в масштабах нашей республики найденного оружия хватит для весьма серьезных дел, вплоть до тактических операций в любой из стран региона». Самое худшее в этой истории, по мнению эксперта, то, что оружие находилось вне пределов авиабазы и могло попасть к кому угодно. Вероятность того, что история с «американским арсеналом» – дело рук асов местных спецслужб, он исключил. «Наши силовые органы находятся в состоянии «быть бы живу», – заметил Какчекеев.
Местные наблюдатели склоняются к тому, что случившееся – сигнал, который киргизская власть посылала США. Но чем этот месседж продиктован, объяснить не может никто.
Бишкек