Перед киргизскими гаишниками поставлены нелегкие задачи: не обирать водителей и держать форму.
Фото автора
«Забудьте прошлое, когда вы были больше заняты поборами населения, чем своей физической подготовкой. Посмотрите на себя со стороны, подтянитесь, займитесь упражнениями и уберите, наконец, животы!» – стыдил на этой неделе своих подчиненных глава МВД Киргизии Молдомуса Конгантиев. И отправил всех высших офицеров патрулировать улицы. Правда, всего на один день. Так в республике началась очередная, далеко не первая попытка навести порядок в одной из самых коррумпированных организаций – ГАИ республики.
«Война на дорогах», «беспредел» – такие слова звучат при оценке дорожного движения в стране. Причем не только на улицах, но и на совещаниях правительства. С каждым годом аварийность на дорогах растет, толчком к очередной чистке в ГАИ стала недавняя авария автобуса, перевозившего казахских туристов из Иссык-Куля в Алма-Ату. В аварии погибли 7, ранены – 29 человек. Пока на трассах республики гибли свои граждане, руководство страны в целом и МВД в частности могли смотреть на это сквозь пальцы – когда же начали страдать иностранные туристы и, как следствие, репутация страны, высокопоставленные чиновники начали действовать.
Глава МВД Молдомуса Конгантиев провел показательную порку подчиненных, отправив всех, в том числе высшее руководство, патрулировать улицы Бишкека. Интересно, что сами начальники районных, областных и городских ОБДД, а также их заместители продемонстрировали, по данным пресс-службы МВД, «слабую подготовку и плохое знание милицейского Устава в экстремальных ситуациях». После этого заявление главы МВД Конгантиева о том, что в ГАИ попадали или за деньги, или по блату, стало особенно актуальным.
Также, по данным Молдомусы Конгантиева, между Киргизией и Таджикистаном курсирует немало угнанных машин. В том числе и благодаря «невниманию» сотрудников ГАИ они пересекают границы. «А ведь это тоже прямая обязанность сотрудников дорожно-патрульных служб. Однако инспекторы ДПС предпочитают сидеть в тени под деревьями, с комфортом, не обращая никакого внимания на то, что творится на дороге», – посетовал глава МВД.
Действия министра получили однозначную поддержку населения – безнаказанное вымогательство на дорогах коснулось практически всех. Впрочем, по мнению обывателей, ничего нового Конгантиев не сказал. В стране давно все знают о том, что в системе ГАИ процветает коррупция, права продаются, а в отдельных случаях должность инспектора может купить любой человек. По сути, в ГАИ Киргизии действует средневековая система «кормления» – когда должностные лица содержатся за счет местного населения, передавая при этом оговоренные суммы «наверх».
Коррупционными связями пронизана вся структура ГАИ – от рядовых сотрудников до людей со звездными погонами.
По мнению специалистов, учащение ДТП в Киргизии стало следствием не только низкой квалификации инспекторов и коррупции. На аварийности сказывается плохое состояние дорог и освещения, недостаточная подготовка водителей.
Улучшить ситуацию, по мнению руководства страны, должна намеченная на ближайшее время «аттестация всех сотрудников ГАИ на соответствие занимаемым должностям». Ожидается, что в ближайшее время будут в 7,5 раза увеличены штрафы для нарушителей правил дорожного движения. Соответствующий законопроект, уже принятый парламентом, ждет подписи президента.
Судя по всему, основная тяжесть борьбы за безопасность движения ляжет на простых водителей. Ведь власти Киргизии уже не раз обещали «навести порядок» в ГАИ и прочих силовых структурах, искоренить коррупцию и повысить профессиональный уровень сотрудников, однако особых результатов так и не добились.
Бишкек