Лепешка на Востоке и сегодня остается главным продуктом.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Центральная Азия боится повторения ситуации прошлого года, когда в странах региона разразился продовольственный кризис. Власти республик стараются заполнить госкладовые и уже приступили к поиску продавцов зерна. Положение в нынешнем году непростое еще и потому, что традиционные поставщики хлеба – Россия и Казахстан – ввели запрет на экспорт зерна.
Министерства сельского хозяйства стран Центральной Азии прогнозируют хорошие урожаи зерновых, но это не означает, что продовольственная проблема снята с повестки дня. Например, Узбекистан уже собрал 6 млн. 200 тыс. тонн зерна. Но этого количества недостаточно, чтобы накормить население хлебом. И цены на белые лепешки и социальные серые «кирпичики» продолжают расти. За полгода они увеличились почти вдвое. Так, мешок муки (50 кг) местного производства еще в прошлом месяце стоил 36 тыс. сумов (около 25 долл.), а сегодня его можно купить не менее чем за 50 тыс. сумов (около 40 долл.). Мешок казахстанской муки высшего сорта еще недавно продавался на узбекских базарах за 60 тыс. сумов, сегодня же – 70–75 тыс. сумов. Несмотря на дороговизну, казахстанская мука пользуется повышенным спросом, поскольку узбекское зерно больше похоже на фуражное, чем на потребительское.
Дефицит зерна на внутреннем рынке Узбекистана столь очевиден, что власти не стали дожидаться окончательного решения Москвы и Астаны, которые в сентябре могут отменить экспортные ограничения, и начали наращивать закупки муки у Казахстана – на переработанное зерно вето Астаны не распространяется. Общий объем импорта должен составить не менее 400 тыс. тонн муки. Это, по оценке специалистов, и обеспечит потребности населения, и притормозит рост цен на хлеб.
В Туркмении в минувшие выходные отметили праздник урожая. Президент Гурбангулы Бердымухамедов поздравил хлеборобов с хорошими показателями и сказал, что «начавшиеся реформы в сельском хозяйстве уже дают положительные результаты». Но при этом нигде не сообщается, сколько тонн зерна было собрано. Планом было предусмотрено собрать 1 млн. 600 тонн. пшеницы. Но, по оценке экспертов, вряд ли собран миллион.
Таджикистан и Киргизия, традиционно импортирующие пшеницу, в нынешнем году собственного зерна собрали мало. Пресс-секретарь Министерства сельского хозяйства Нарзулло Дадобаев сообщил «НГ», что урожай составит 700 тыс. тонн. Но это не окончательная цифра. По президентской программе Эмомали Рахмона в республике начался второй сев – из 100 тыс. га засеяно уже 75%. Но это не спасло от повышения цен на хлеб: сегодня за мешок муки дают 125–130 сомони (40 долл.). Хлеб в прошлом году стоил 50–70 дирам (местная разменная монета), но сегодня подорожал вдвое.
В Министерстве сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Киргизии «НГ» сообщили, что в республике уборочная страда еще не завершена, но план будет выполнен и составит 800 тыс. тонн. Эксперты считают иначе. Исламский банк развития предоставил Киргизии кредит на 750 тыс. долл. для закупки семян. Но ситуацию это не спасло – цена муки и хлеба выросла вдвое.
Однако премьер-министр Киргизии Игорь Чудинов «хлебные беды» объясняет тем, что «на рынках появились устойчивые группы перекупщиков, полукриминальные группировки, контролирующие рынок». «Из-за них сельхозпродукция значительно дорожает», – заявил Чудинов на совещании по ситуации на рынке продовольствия.
Страны Центральной Азии надеются на помощь соседнего Казахстана – традиционного поставщика зерна. Однако в самом Казахстане ситуация пока не прояснилась. «Уборочная еще не закончена. В целом мы планируем собрать 17 миллионов тонн зерна», – сказал «НГ» пресс-секретарь Министерства сельского хозяйства Талгат Маханов. По его словам, надежда возлагается на северные и восточные области, поскольку юг республики пострадал от засухи и маловодья. По мнению экспертов, если на внутреннем рынке будет ощущаться дефицит зерна, то возможна пролонгация запрета на его экспорт. В этом случае пострадают соседи.
«Для Казахстана региональный рынок непривлекателен, поскольку постоянно приходится идти на уступки бедным импортерам и продавать зерно по ценам ниже мировых. В то же время отказать Киргизии и Таджикистану Астана не может, поскольку с ними у нее заключен союзный договор», – отметил «НГ» директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. По его словам, куда привлекательнее мировые рынки, и сегодня Казахстан, занимающий шестое место по экспорту зерна, пытается выйти на Ближний Восток. Однако у страны нет выхода к морским портам, себестоимость продукции повышается, и он проигрывает главным конкурентам – России и Украине.