Президент Белоруссии Александр Лукашенко считает, что взрыв в Минске в ночь на 4 июля не был направлен против него. Но при этом обещает «закрутить гайки на головах» его организаторов.
«Я не думаю, что это было направлено против меня, – сказал белорусский президент, отвечая на вопросы журналистов. – Конечно, для них было бы благо, если бы удалось достать президента. Но президента защищают, охраняют. Поэтому еще более гнусно выглядит эта провокация против мирных людей. Я все-таки через дорогу был, подальше от этой провокации», – уточнил Лукашенко.
Белорусский президент также сообщил, что свою помощь в расследовании инцидента предложили российские и американские специалисты. «Представители российских спецслужб уже работают здесь, больше десятка человек», – пояснил Лукашенко.
Он пообещал, что взрыв не станет поводом для закручивания гаек в стране и давления на оппозицию: «Гайки мы будем заворачивать на головах у тех, кто причастен к этому». Правда, при этом Лукашенко не преминул попенять оппозиционным коммунистам, лидер которых Сергей Калякин высказал предположение, что это могла быть провокация властей. По его мнению, власти могут использовать факт взрыва как аргумент для очередного закручивания гаек и давления на оппозицию.
К слову, другие оппозиционные партии сразу же заявили о своей непричастности к взрыву, высказали сочувствие пострадавшим и осуждение такой формы протеста. Официальное заявление первым распространил Белорусский народный фронт (БНФ) – самое радикальное крыло оппозиции. В нем БНФ просит власти не связывать взрыв с деятельностью оппозиции. Осуждение такой формы протеста высказал и экс-кандидат в президенты Александр Милинкевич.
Произошедшее вызвало осуждение всех слоев белорусского общества. Лукашенко, который довольно часто бывает недоволен тем, как российские журналисты и местные негосударственные СМИ освещают происходящее в Белоруссии, в этот раз даже поблагодарил пишущую и снимающую братию за «корректность» подачи. В то же время местные наблюдатели не во всем согласны с официальной оценкой ночного взрыва. В частности, генерал милиции в отставке экс-руководитель белорусского парламента Мечислав Гриб не согласен с тем, что данное преступление можно квалифицировать как хулиганство, что сделали белорусские правоохранители. «Это слишком масштабное преступление, чтобы его можно было трактовать как хулиганство. Это что-то похожее на террористический акт», – прокомментировал он произошедшее местным журналистам.
Высказываются также мнения, что Лукашенко при проведении масштабного мероприятия с участием почти полумиллиона человек вел себя слишком беспечно, чем также мог спровоцировать преступников. Уточним, что белорусский президент провел весь пятичасовой концерт в толпе зрителей. Правда, в окружении охранников, но все же. Еще одним проявлением беспечности местные наблюдатели называют и приход президента на место происшествия. Тем более что, как сообщил позже министр внутренних дел Белоруссии Владимир Наумов, на месте происшествия было найдено еще одно взрывное устройство, которое не сработало.
Лукашенко пояснил, что подобными действиями (президент не был эвакуирован с места происшествия. – «НГ») он и другие представители власти старались не допустить паники среди огромной толпы. Некогда произошедшее на Немиге было бы цветочками по сравнению с тем, что могло бы случиться в ночь на 4 июля, сказал белорусский президент. Напомним, что девять лет назад спасавшаяся от дождя толпа гуляющих на менее масштабном мероприятии фактически затоптала насмерть 54 человека. «Если бы я так сделал (покинул место взрыва. – «НГ»), то цель тех, кто это совершил (организовал взрыв. – «НГ»), была бы достигнута. Вы же понимаете, что эта гнусная акция была рассчитана на то, чтобы посеять панику», – пояснил Лукашенко журналистам.
Напомним, в ночь на 4 июля в толпе зрителей концерта, посвященного Дню независимости Белоруссии, сработало самодельное взрывное устройство. Пострадали 54 человека.
Минск