Абхазы ни за что не согласятся с планами расчленения республики.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
В Тбилиси рассчитывают на то, что Россия поможет Грузии восстановить контроль над восточными районами Абхазии уже к декабрю текущего года. После этого, по замыслу авторов проекта, массовое возвращение грузинских беженцев должно распространиться на всю территорию республики. Все это прописано в документе, который грузинская сторона передала российской. «НГ» удалось его получить. Дело теперь за малым: уговорить самих абхазов и Москву, где уже называют грузинские предложения «неприемлемыми».
23 июня Москву посетил заместитель министра иностранных дел Грузии Григол Вашадзе. Его переговоры с замглавы российского МИД Григорием Карасиным и последовавшая за ними встреча президента РФ Дмитрия Медведева с президентом Абхазии Сергеем Багапшем породили множество слухов и спекуляций в СМИ. Одна газета договорилась даже до того, что Москва и Тбилиси якобы готовы поделить территорию Абхазии между собой (видимо, по аналогии с разделом Польши накануне Второй мировой войны). Однако, как удалось выяснить «НГ», никакой новый «пакт Молотова – Риббентропа» абхазам не грозит.
Встреча президентов России и Грузии в Санкт-Петербурге в начале июня не принесла тех результатов, на которые рассчитывали в Тбилиси. Как рассказал «НГ» источник в околопрезидентских кругах, Медведев говорил с Саакашвили жестко и дал понять, что резких изменений российской политики по отношению к Грузии ожидать не стоит. Тем не менее грузинская сторона предложила продолжить контакты на высшем уровне. В Москве ответили, что в принципе не имеют ничего против новой встречи президентов, однако хотели бы предварительно ознакомиться с предложениями Грузии по урегулированию конфликтов. Из источника в ближайшем окружении президента Саакашвили «НГ» стало известно содержание пакета предложений, привезенного в Москву Григолом Вашадзе. По сути, они мало чем отличаются от того, что уже озвучивалось грузинской стороной. За исключением некоторых деталей.
Грузинский план урегулирования конфликта в Абхазии предполагается осуществить в два этапа. Первый продлится до декабря 2008 года. До этого срока, по замыслу Тбилиси, должны быть не только разработаны и подписаны, но и вступить в силу несколько важных соглашений. В том числе по пересмотру мандата миротворцев, которых планируется вывести за пределы нынешней зоны безопасности, в которую входят Гальский район Абхазии и Зугдидский район Грузии, и передислоцировать к западу от административной границы Очамчирского района, за реку Кодор.
При этом авторы плана не возражают, чтобы миротворческая операция продолжилась под эгидой СНГ. О подключении к ней международных сил в документах ничего не говорится.
На «освобожденных» от миротворческого присутствия территориях Гальского и Очамчирского районов Абхазии создается свободная экономическая зона и организуется безопасное возвращение беженцев. В обоих районах формируются совместная грузино-абхазская администрация и смешанные грузино-абхазские правоохранительные органы. Грузия берет на себя обязательство по полному социальному обеспечению населения этих районов.
В качестве утешительного приза Москве предлагается принять участие в создании грузино-российского железнодорожного консорциума. Объявляется тендер на реконструкцию абхазского участка Грузинской железной дороги (так в документе), чтобы в короткие сроки восстановить железнодорожное сообщение Москва–Тбилиси–Ереван.
По плану, также открывается морское сообщение между Сухуми и турецким Трабзоном, которое должно осуществляться «в соответствии с законодательством и международными обязательствами Грузии».
Последний пункт предполагает восстановление контроля Грузии не только над двумя восточными районами Абхазии, но и над портами Сухуми. Ведь «законодательство и международные обязательства» Грузии фиксируют таможенный и пограничный контроль на юридически грузинских границах. Значит, замысел авторов плана предполагает размещение в сухумских портах грузинских пограничников и таможенников.
До декабря 2008 года соглашения, в которых закреплено все вышеизложенное, вступают в силу. Предполагается, что гарантами их будет Россия, но к ней могут присоединиться и «другие заинтересованные стороны».
Кроме этого, в декабре стороны конфликта должны заключить также отдельное соглашение о неприменении силы и массовом возвращении беженцев «на всю территорию Абхазии».
Опять же России предложен ряд «пряников»: Тбилиси намекает, что готов пустить в Абхазию российский бизнес и принять «посильное участие» в подготовке Олимпиады 2014 года. Кроме того, Грузия готова рассмотреть «вариант совместной реализации» отдельных положений поручения Путина от 16 апреля 2008 года по налаживанию прямых контактов с Абхазией и «Цхинвальским регионом Грузии». После формальной отмены самого этого поручения.
Грузия также приветствовала бы «незамедлительный вывод из Абхазии всех дополнительных воинских частей РФ... частей ВДВ, оснащенных артиллерией и средствами ПВО, а также подразделений железнодорожных войск».
Представленный план наглядно демонстрирует, что в главном – в вопросе о вступлении в НАТО – Тбилиси ни на какие уступки идти не намерен. Ведь не случайно все важнейшие соглашения, по мысли грузинских стратегов, должны быть заключены до декабря: в декабре опять будет решаться вопрос о предоставлении Грузии ПДЧ. К этому моменту она должна продемонстрировать если не полное и окончательное решение абхазского и югоосетинского конфликтов, то хотя бы перспективу такого решения в ближайшем будущем. Однако в руководстве РФ предложения Грузии пока энтузиазма не вызвали. В Москве по-прежнему считают, что соглашение о неприменении силы должно быть заключено еще до достижения договоренностей по каким-либо другим вопросам. А в Сухуми настаивают на предварительном выводе из Кодорского ущелья грузинских военных и только после этого готовы вести какие-либо переговоры. Все абхазские собеседники «НГ» были категоричны.
«Это абсурдные вещи, мы их даже не будем обсуждать, – сказал «НГ» секретарь Совета безопасности Абхазии Станислав Лакоба. – Этот план означает, что мы полностью потеряем контроль над Гальским и Очамчирским районами. И после этого рассматривать вопрос политического статуса? Уже нечего будет рассматривать. Давайте сделаем совместные органы власти между Китаем и Тайванем, что выйдет? Пусть сначала нас признают, потом будем решать другие вопросы. Как это сделал Запад в Косово».
«Размер нанесенного нам ущерба составляет 13 миллиардов долларов, – сказал Лакоба. – Сначала нужно решить этот вопрос». Впрочем, он не отрицал, что разговоры о железнодорожном консорциуме и возобновлении морского сообщения между Абхазией и Турцией велись. «Но консорциум невозможен без участия Абхазии как равноправной стороны. Мы также согласны на прямые рейсы между Трабзоном и Сухуми без заходов в другие порты, но без контроля Грузии и без досмотра в море», – сказал Лакоба.
По словам собеседников «НГ» в Сухуми, в Москве их никто не знакомил с деталями данного плана. «Видимо, просто постеснялись, – сказал «НГ» министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба, который сопровождал Сергея Багапша во время его последнего визита в Москву. – Потому что понимают: с любым, кто осмелится нам предложить подобное, мы прекратим всякое общение. Этот план означает отторжение от Абхазии части ее территории, на что мы никогда не пойдем. Потенциал Абхазии и Грузии несопоставим, они возьмут эти территории под экономический контроль, создадут там грузинское этническое большинство и только после этого будут решать другие вопросы. Мы готовы подписать соглашение о неприменении силы и невозобновлении войны под международные гарантии, но только после вывода грузинских войск из Кодорского ущелья. Потому что до вывода этих войск мы не можем давать гарантии невозобновления войны».