Вчера Казахстан и Всемирный банк (ВБ) заявили о планах совместного финансирования проекта по строительству дорог на сумму 2,5 млрд. долл., который поможет усовершенствовать торговые связи стран Азии с Россией и Европой. Предполагается, что данный проект даст мощный импульс повышению конкурентоспособности Казахстана и принесет значительные экономические выгоды не только стране, но и всему Центральноазиатскому региону.
Накануне об успешном завершении диалога Астаны с ВБ говорил его глава, визит которого в Казахстан завершился в воскресенье. Роберт Зеллик прибыл в Астану сразу после посещения Москвы. В течение трех дней пребывания на казахстанской земле он встретился с руководством страны, детально ознакомился со всеми проектами, поддерживаемыми банком. ВБ сегодня один из солиднейших партнеров республики. С 1992 года он предоставил казахстанскому правительству 32 займа на сумму более 2 млрд. долл. Финансовый институт оказывает поддержку в модернизации национальной экономики, реализует проекты в сфере сельского хозяйства, охраны окружающей среды, развития инфраструктуры, а также на ежегодной основе осуществляет программу малых грантов для неправительственных и общественных организаций, пояснили «НГ» в отечественном внешнеполитическом ведомстве.
Что касается самого крупного в Казахстане транспортного проекта «Западная Европа – Западный Китай», его практическая реализация началась в текущем году. Этот трансконтинентальный маршрут пройдет по территории Казахстана и России и далее в страны Западной Европы. В рамках проекта предусматривается реконструкция всех выходов на коридор из Центральноазиатского региона, в том числе из Узбекистана и Киргизии.
Протяженность коридора: Санкт-Петербург–Москва–Казань–Оренбург–Актобе–Кызылорда–Шымкент–Тараз-Алматы–Хоргос–китайский порт Ляньюньган составляет 8445 км, в частности по Казахстану – 2787 км.
Основными положительными показателями проекта по сравнению с существующими альтернативными коридорами – автодорожным Транссибом, морским (через Суэцкий канал) – является его протяженность и время нахождения в пути. Только временные показатели говорят об экономической привлекательности данного маршрута, заметила «НГ» директор департамента стратегического планирования и международного сотрудничества Министерства транспорта и коммуникации Казахстана Салтанат Рахимбекова. По ее словам, новый путь будет обеспечивать грузоперевозки по трем основным направлениям: Китай–Казахстан, Китай–Центральная Азия, Китай–Россия–Западная Европа.
Стоимость проекта составляет 932 млрд. тенге (1 долл. – 120 тенге), из которых на претворение первого этапа – до 2013 года – необходимы 790 млрд. тенге. В бюджете текущего года на реализацию проекта «Западная Европа – Западный Китай» уже предусмотрено 8,3 млрд. тенге. На первом этапе планируется три источника финансирования: республиканский бюджет, внешние займы международных финансовых институтов с софинансированием из госказны и частные инвестиции на концессионной основе. В целях финансового обеспечения проекта, кроме средств республиканского бюджета, планируется использовать механизм государственно-частного партнерства, а на реконструкцию остальных участков предлагается привлечь займы международных финансовых институтов. В этом году Минтранс завершит разработку проектно-сметной документации, подготовит к подписанию проекты соглашений о привлечении внешних займов, объявит конкурсы на привлечение потенциальных концессионеров и обеспечит завершение работ по развитию данного коридора к 2013 году, пояснили в транспортном ведомстве.
В рамках межправительственных комиссий министерством проведены переговоры с коллегами из России и в декабре прошлого года в Оренбурге подписан совместный протокол по развитию этого коридора. Китайская же сторона предложила данный вопрос вынести на рассмотрение глав государств–участников Шанхайской организации сотрудничества. Сейчас готовится презентация проекта на ближайшем заседании специальной рабочей группы по транзитному потенциалу в рамках ШОС.
Астана