Парламент Киргизии принял закон, серьезно ограничивающий право граждан на проведение акций протеста в столице республики. Ожидается, что на днях его подпишет президент. И тогда «митинги в Бишкеке можно будет проводить только на кладбище, свалке┘ или в горах», говорят местные правозащитники. В то же время власти страны ужесточают и правила для СМИ, что, по мнению экспертов, фактически означает введение цензуры.
«Пора нашим политикам и гражданам научиться цивилизованно проводить политические акции. Так, чтобы они не мешали другим и не создавали неудобства для передвижения по городу», – сказал недавно президент Киргизии Курманбек Бакиев. Местные депутаты восприняли слова главы республики как руководство к действию. Законопроект, благодаря которому проведение различных акций протеста переходит в разряд серьезных проблем, уже принят парламентариями и сейчас ожидает подписи президента.
Согласно документу, при «вероятности полного преграждения проходов к жилым домам, к месту работы, учебы, невозможности изменения маршрута, графика, режима движения общественного транспорта┘» митинг проводить нельзя. Вводится ограничение на проведение мероприятий вблизи госучреждений, стратегических объектов и пр. Также в соответствии со статьей 9 закона чиновники на местах, а также органы местного самоуправления будут «определять территории», «предлагать изменить время и условия проведения мероприятия», «не соглашаться с проведением┘ если есть опасность возникновения массовых беспорядков», «прекращать проведение мероприятий».
«Территориальное ограничение для проведения собрания граждан не соответствует международным стандартам и направлено на сужение прав и свобод граждан, в том числе и на свободу слова. Предлагаемые нормы нарушают конституционные права граждан, провоцируют конфликтные ситуации и способствуют возникновению конфликтной ситуации митингующих с работниками правоохранительных органов», – отметили «НГ» в правозащитном центре «Граждане против коррупции».
Впрочем, то, что ряд правозащитных организаций назвали законопроект «антиконституционным» и призвали президента наложить на него вето, уже ничего не решает. В последнее время власти перестали прислушиваться к подобным заявлениям. Госчиновники объясняют это тем, что ситуация в стране оставляет желать лучшего. Цены на продукты, коммунальные услуги, транспорт, ГСМ и прочее растут, энергетики обещают новые отключения электричества и выражают надежду, что «будущую зиму страна должна пережить». Местные политологи утверждают, что новый парламентский закон продиктован социальной ситуацией: власти боятся недовольства населения, которое в Киргизии нередко сопровождается бунтами и погромами. Задача Бакиева – их не допустить.
Официально экономические показатели выглядят если не удручающе, то уж точно малопривлекательно. По словам чиновников, за первое полугодие инфляция в республике составила чуть больше 10%. Неофициально экономисты, в том числе и работающее в госорганах, говорят о том, что цифры в официальной статистике «мало соответствуют действительности», и предупреждают о прогнозируемом на позднюю осень – середину зимы кризисе. Причем наиболее тяжелый период придется на конец января – февраль, когда цены на продукты питания буквально взлетят.
Кстати, о цифрах. Хорошей иллюстрацией того, как живут в Киргизии, является размер пенсии. Средний ее размер с учетом компенсаций, по данным председателя Социального фонда Марата Султанова, составит 1240 сомов, или 827 рублей. За полгода власти увеличили пенсию на 85 рублей.
Тяжелая ситуация, падение уровня жизни усиливают недовольство населения. Во дворах люди ругают «проклятых чиновников», но на улицы с транспарантами пока выходить не решаются. Тех же, кто нарушает покой мирных граждан и решит выступить против действий властей, «забирает» милиция. К примеру, в понедельник сотрудники правоохранительных органов, ссылаясь на нарушение правил проведения митингов, задержали всех участников акции «Подайте государству 1 сом для пожилых», изъяв у них коробку с собранными средствами.
Не имея возможности исправить положение, но желая удержать власть, чиновники пытаются предотвратить протесты. И используют для этого различные способы. Помимо ограничений митингов, чиновники и правоохранительные органы начинают постепенно сужать рамки работы местных СМИ. Так, после опубликования в газете «Dе-факто» информации о том, что начальник Управления государственного комитета по налогам и сборам (УГКНС) по городу Бишкек Таалайбек Далбаев занимается вымогательством, получает взятки от руководителей территориальных подразделений комитета и бизнесменов, редакция издания была обыскана и опечатана, а против учредителей возбуждено уголовное дело по обвинению в «Заведомо ложном доносе».
Примечательно, что сделано это было в субботу вечером, когда практически все чиновники, общественные деятели, журналисты находились на похоронах Чингиза Айтматова. Это случайное на первый взгляд совпадение объясняется нежеланием властей привлекать внимание к событиям, происходящим в редакции оппозиционной газеты.
Бишкек