В Казахстане в будущем году могут состояться досрочные парламентские выборы. Эксперты объясняют это требованиями, предъявляемыми к политической системе республики европейскими демократическими институтами. Они сводятся к необходимости трансформации однопартийного Законодательного собрания в двухпартийное.
О том, что сценарий досрочных выборов парламента Казахстана уже пишется, подтвердил советник президента по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев. По его мнению, «необходимо, чтобы в законодательном органе был представлен весь политический спектр Казахстана». Для достижения этой цели к осени нынешнего года власти намерены представить поправки в выборное законодательство страны. В частности, может быть снижен до 4% нынешний 7-процентный барьер для прохождения в Мажилис (парламент), установленный для политических партий. «Думаю, это позволит двум или даже трем партиям пройти в Мажилис», – сказал Ертысбаев.
Между тем представители казахстанской оппозиции сомневаются в реальности затеи. Как заметил «НГ» лидер Объединенной социал-демократической партии Жармахан Туякбай, «вероятность проведения выборов невелика. Все зависит от желания одного человека – президента Нурсултана Назарбаева».
Впрочем, эксперты считают неслучайным заявление советника президента о возможном проведении досрочных парламентских выборов. С одной стороны, это одно из условий ОБСЕ изменить законодательство. С другой стороны, это реакция на заявление оппозиции, которая, потерпев фиаско на выборах в 2007 году, настаивает на перевыборах.
«Досрочные выборы в Мажилис могут быть объективными только при контроле со стороны ОБСЕ, которая по мере приближения срока председательствования в этой организации Казахстана стала более пристально следить за Астаной», – сказал «НГ» директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. По его мнению, сколько бы партий ни прошло в парламент, все они, кроме президентской, будут в меньшинстве.
Российский эксперт по Казахстану Юрий Солозобов полагает, что «единственный аргумент проведения выборов – сильное давление Запада». Что же касается внутренней политической целесообразности, то спешить с выборами нет причин. «Наличие конституционного большинства, будь-то «Нур Отан» или «Единая Россия», делает любой парламент декоративным. Однопартийный парламент был в Сингапуре. Де-факто он есть в Японии. В течение 25 лет социал-демократы доминировали в Швеции. И если есть желание украсить фасад казахстанской демократии многопартийной системой, то это будет сделано легко и безболезненно», – заявил Солозобов «НГ».
Лидер оппозиционной партии «Ак Жол» Алихан Байменов считает, что назрела необходимость сформировать высший представительный орган, который бы отражал конституционно закрепленный принцип – признание в Казахстане идеологического и политического многообразия. Однако, по его мнению, «серьезных доводов с позиции власти нет».
По мнению лидера Объединенной социал-демократической партии Жармахана Туякбая, оппозиция могла бы стать влиятельной силой только в том случае, если объединится в единый блок. «Даже с учетом псевдодемократических выборов власть не «напишет» больше 30–35%. Для этого нужно изменить в законодательстве порядок создания блоков», – сказал Туякбай.
Слухами о проведении выборов в казахстанский парламент в республике не ограничились. Президенту Нурсултану Назарбаеву недавно пришлось лично опровергнуть слух о своем пошатнувшемся здоровье и поиске преемника. В ходе инвестиционного саммита 6 июня президент заявил: «Собираюсь работать так долго, насколько народ мне будет доверять и насколько будут позволять мои возможности и здоровье», – сказал Назарбаев журналистам. Но, по мнению экспертов, в команде Назарбаева присутствует фактор третьей силы, которая «устала ждать». «Назарбаев как модернизатор страны не сделал всего, что планировалось. А его окружение уже почувствовало, что время уходит и требует перемен», – отметил Юрий Солозобов.