В ближайшем будущем в сотрудничестве Украины и России может появиться новое перспективное направление. Несколько проектов в атомной энергетике сейчас проходят этап предварительного согласования, сообщил «НГ» источник, близкий к украинскому правительству. Шумихи по этому поводу нет, поскольку атомная отрасль в отличие от газовой традиционно не привлекает к себе внимания, и это едва ли не единственная сфера украино-российских отношений, на которой не сказываются политические скандалы, пояснил чиновник.
Правительство Юлии Тимошенко не скрывает, что это направление сотрудничества с Россией является одним из приоритетных. Еще накануне визита экс-главы правительства РФ Виктора Зубкова в Киев, в конце апреля, «НГ» сообщила о планах украинского правительства договориться о новых проектах. Главными из них были совместное освоение циркониевых и урановых месторождений, а также участие Украины в деятельности Международного центра по обогащению урана.
До сих пор Украина, как известно, получала топливо для АЭС от российского поставщика – компании ТВЭЛ. Однако с 2005 года у россиян появился конкурент: правительство США профинансировало испытания на Южно-Украинской АЭС нового топлива американской компании Westinghouse. В нынешнем году было подписано рамочное соглашение о регулярных поставках американского топлива после 2010 года. Предполагается, что уже в 2011 году украинский «Энергоатом» (госпредприятие, объединяющее все украинские АЭС) за свой счет закупит продукцию Westinghouse как минимум для трех реакторов. Правда, часть экспертов утверждают, что американское топливо едва ли не вдвое дороже российского. Другие специалисты говорят, что за последние два года Россия подняла цены на ядерное топливо более чем на 50%, что сравнимо с продукцией Westinghouse. Как бы там ни было, но в целях диверсификации источников энергообеспечения украинская сторона готова через пять лет одну пятую рынка предоставить американцам.
Договоренности о поставках топлива Westing-house провоцируют слухи о том, что Украина может в ближайшем будущем отказаться и от российского типа реакторов ВВЭР. Но это не так, категорически заявляют представители «Энергоатома». Другое дело, что существующие атомные блоки вскоре нужно будет снять с эксплуатации.
«Лет через 15 все блоки, кроме недавно запущенных двух – на Хмельницкой и на Ривненской АЭС, – нужно остановить или заменить. Стоимость одного блока – это более 2 миллиардов долларов», – отметил чиновник, работающий в отрасли. Он добавил, что принятая в Украине Энергетическая стратегия предполагает удвоить к 2030 году количество вырабатываемой электроэнергии, а на атомную отрасль в документе отведено до 50% генерации. «Это не дело одного дня, уже сегодня нужно искать деньги и договариваться о сотрудничестве, иначе мы не просто потеряем стратегическую отрасль», – утверждает специалист.
Что касается денег, то Юлия Тимошенко и в первый свой приход на пост премьер-министра, и сейчас методично лоббирует интересы атомщиков. В конце мая Нацкомиссия по регулированию электроэнергетики по просьбе «Энергоатома» повысила тариф на электроэнергию, произведенную на АЭС, почти до 3 центов за кВт-час. Пересмотр тарифной политики стимулирует рост производства, говорят в компании, однако он все еще не решает стратегические проблемы отрасли.
Тимошенко создала задел на будущее. После встречи с Зубковым она сообщила о договоренностях о «сотрудничестве по продлению ресурса действующих АЭС и строительству новых станций». Спустя месяц, в конце мая, стало известно о намерении «Энергоатома» купить российский лицензированный проект Балаковской АЭС. Украинские специалисты из киевского и харьковского институтов «Энергопроект» только адаптируют готовый продукт для постройки новых блоков на Хмельницкой и Ривненской АЭС. Впрочем, пресс-секретарь «Энергоатома» Илона Заец уточнила, что выбор реакторной установки будет сделан после конкурса, хотя уже сегодня очевидно, что российский реактор для площадки, где уже работают два блока с ВВЭР, наиболее приемлемый.
Киев