В минувшую пятницу Абхазию посетил Высокий представитель Евросоюза по внешней политике и общей безопасности Хавьер Солана. Его визит связывают с инициативами Тбилиси по изменению формата миротворческой операции в зоне грузино-абхазского конфликта. Грузия стремится заменить российских миротворцев на международные полицейские силы и подключить к урегулированию ЕС, чтобы понизить роль ООН, где сильны позиции РФ. Ожидалось, что во время визита в Сухуми Солана попытается уговорить абхазское руководство согласиться с предложениями Тбилиси.
Накануне визита вице-премьер Грузии Георгий Барамидзе выдвинул новые требования: он заявил, что Грузия готова подписать соглашение о невозобновлении боевых действий в Абхазии, чего сейчас добивается российский МИД, при условии, что его гарантом будет не Россия, а Евросоюз. Еще одно условие такого соглашения – возвращение в Абхазию всех грузинских беженцев и замена российских миротворцев международными силами.
Хавьер Солана, который в Тбилиси резко критиковал действия Москвы, в Сухуми сменил тон. «Я не вижу никакого решения грузино-абхазского конфликта без участия России», – заявил он после встречи с президентом Абхазии Сергеем Багапшем, но при этом все же высказал надежду, что «в ближайшей перспективе будет новый формат урегулирования, в котором будут задействованы и другие международные организации». Сам же Багапш подчеркнул: «Россияне были в Абхазии и останутся здесь до полного урегулирования».
Министр иностранных дел непризнанной республики Сергей Шамба на вопрос «НГ», возможно ли введение в зону конфликта миротворцев ЕС, ответил коротко: «Это исключено». По словам министра, во время беседы с руководством Абхазии Солана не настаивал ни на вводе международных миротворцев, ни на изменении формата переговоров и вообще не предлагал ничего конкретного. «Он говорил, что ЕС готов помочь в установлении диалога, в экономическом развитии Абхазии, – сказал Шамба «НГ». – Конкретных предложений не было, потому что это первый ознакомительный визит, цель которого была узнать, что нужно для возобновления переговорного процесса. В основном мы говорили о возможности экономических проектов при финансовой поддержке ЕС. Мы в принципе тоже заинтересованы в таких проектах, но при условии, что ЕС будет контактировать напрямую с нами, а не через Грузию. Предложения о том, чтобы ЕС заменил посредников, например ООН, мы отвергаем. Зачем нам нужны такие предложения, которые ослабляют нашу позицию и усиливают позицию Грузии? Мы хорошо изучили все их хитрости, ведь переговорный процесс идет уже 15 лет».
Еврочиновнику в Сухуми дали понять, что камнем преткновения в отношениях с Грузией остается кодорская проблема. Возобновление диалога возможно только после вывода грузинских войск из Кодорского ущелья и подписания договора о невозобновлении войны. «Мы рассматриваем эти вопросы в пакете, – сказал Шамба «НГ». – Что же касается гарантий ЕС, то нас устраивают любые гарантии, потому что сам договор так и называется: «Международные гарантии безопасности невозобновления войны». Как раз и предполагалось, что международное сообщество будет гарантом. Но тогда в первую очередь имелись в виду страны, которые участвуют в переговорном процессе, в том числе и Россия, у которой в нынешнем формате есть роль «содействующей стороны». Международных гарантий и сейчас в переговорном процессе достаточно: он идет под эгидой ООН, при содействии РФ и при участии в качестве наблюдателей Группы друзей Грузии, ОБСЕ. Если ЕС хочет выступить гарантом, то мы готовы рассмотреть и этот вопрос, но до этого должны определить роль ЕС, в каком качестве он будет подписывать документы».