Армения позитивно оценивает реабилитационные работы на абхазском участке российско-грузинской железной дороги, начатые на днях Россией. В Ереване полагают, что восстановление сообщения Сочи–Сухуми способно сыграть важную роль в полном разблокировании железнодорожного движения в грузинском направлении. Армянская сторона жизненно заинтересована в этом – появляется возможность прорвать многолетнее полублокадное положение.
Ввод в эксплуатацию 55-километрового участка абхазской железной дороги, который сейчас ремонтируют железнодорожные войска России, может сыграть значительную роль в геостратегических «комбинациях» на Южном Кавказе. Восстановление железнодорожного сообщения между Россией и Грузией для Армении стало особенно актуальным после того, как появились сведения о том, что паромная переправа «Порт Кавказ (Краснодарский край) – Поти (Грузия)» может перестать функционировать в ближайшее время. Министр транспорта и связи Армении Гурген Саркисян на пресс-конференции во вторник сообщил, что паром, в последнее время работающий нерегулярно, стал нерентабельным для собственника. «У нас имеется информация, что он, возможно, будет вскоре остановлен», – сказал министр.
Паром, как известно, соединяет Армению с Россией через грузинские порты и является для Еревана дорогой жизни в северном направлении. Поэтому заинтересованность армянской стороны в скорейшем разблокировании российско-грузинской железной дороги закономерна и объяснима. И ожидания Еревана небеспочвенны.
После того как возобновится сообщение Сочи–Сухуми, до собственно Грузии останется рукой подать. По большому счету у Тбилиси тогда не будет весомых аргументов против восстановления железнодорожного сообщения с Россией через Абхазию, уж коли поезда по самой отколовшейся автономии, очевидно, будут курсировать, какие бы протесты ни выражала грузинская сторона. Напомним также, что из-за внутриполитической напряженности в Грузии был приостановлен тендер на концессионное управление Грузинскими железными дорогами (ГЖД). Теперь, когда позади и президентские, и парламентские выборы, власти вернутся к этому вопросу. В списке основных кандидатов на победу в тендере, как уже писала «НГ», присутствует российская компания Center Invest Capital Partners, которой вполне могут камуфлировать свои интересы Российские железные дороги (РЖД). И если ГЖД окажется в распоряжении РЖД, то весь железнодорожный расклад в регионе станет более чем прозрачным. Особенно с учетом позиций РЖД в Армении.
РЖД через специально созданную компанию «Южнокавказские железные дороги» с 1 июня (на две недели раньше срока) официально приступили к 30-летнему с правом пролонгации еще на 20 лет концессионному управлению Армянской железной дорогой (АЖД). Как видно из названия компании, аппетиты россиян только этой дорогой не ограничиваются, а распространяются на весь регион. «Интерес России к транспортным коммуникациям общеизвестен. Надо полагать, что они предпримут максимум усилий, чтобы ГЖД оказались в их управлении», – заявил «НГ» грузинский эксперт по экономическим вопросам Гия Хухашвили.
Как будут разворачиваться события в этом направлении, станет известно в ближайшем будущем. Пока же российская сторона подключилась к переговорам между Ереваном и Тегераном о строительстве железнодорожной ветки Армения–Иран, вписывающейся в глобальный транспортный коридор Север–Юг. Министр транспорта Гурген Саркисян сообщил, что в реализации этого проекта заинтересованы все стороны и ряд международных финансово-кредитных институтов. «Строительство железной дороги Армения–Иран будет иметь неоценимое значение для нашей экономики. Дорога позволит Армении пользоваться альтернативным путем транспортировки энергоресурсов и товаров и получить прямой выход во внешний мир, в то время как сейчас железнодорожные коммуникации Армении осуществляются только через Грузию... Когда же полностью заработает абхазская железная дорога, а рано или поздно это произойдет, то Армения может стать полноценным транзитным государством с серьезными геополитическими функциями», – заявил министр журналистам.
Строительство армяно-иранской железной дороги ориентировочно займет 7 лет и обойдется в 1,5–2 млрд. долл. Первоначально реализация проекта оценивалась в 1 млрд., однако мировой рост цен внес коррективы. Армянский экономист Эдуард Агаджанов полагает, что стоимость может возрасти еще больше. «Но дороговизна и сложность работ из-за горного рельефа вряд ли отпугнут потенциальных инвесторов или кредиторов, поскольку будущие дивиденды очевидны», – сказал он «НГ». Проект железной дороги Армения–Иран уже обсуждался с представителями Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка и был оценен в целом одобрительно.