Президент Киргизии Курманбек Бакиев подписал вчера Закон «О телевидении и радиовещании». Как уже сообщала «НГ», теперь большинство электронных СМИ республики окажутся вне закона и могут прекратить работу. По мнению ряда политиков, общественных деятелей и журналистов, власти страны «ведут наступление на свободу слова по всем направлениям».
Согласно новому закону, киргизские теле- и радиокомпании должны вещать на государственном или официальном языках, при этом программы и фильмы местного производства в общей эфирной сетке должны занимать не менее 60%. Если с языками вещания, а это киргизский и русский, проблем не предвидится, то с наполнением эфира могут возникнуть сложности. Большинство электронных СМИ не в состоянии производить собственные программы или покупать их у студий-производителей, которых, к слову, в стране тоже немного. Судя по всему, придется довольствоваться многократной трансляцией старых фильмов, созданных «Киргизкино» во времена СССР, да отечественными музыкальными клипами, качество которых оставляет желать лучшего.
Но если зрителям новый закон о СМИ пока сулит только тоску у экранов, то лидерам местного ТВ-рынка («Пятый канал» и Киргизская телерадиокомпания (КТР) он поможет упрочить позиции. Обе компании, предельно лояльные к властям, на 100% заполняют эфир собственным контентом. Остальные компании, в том числе и кабельные, в большинстве своем транслируют или российские каналы (Первый канал, «Россия», НТВ, СТС), или же просто выдают в эфир фильмы с DVD.
Еще одним моментом, сильно обеспокоившим СМИ, стало наличие в законе пункта, разрешающего отзыв лицензии у частной телерадиокомпании государством. Ранее лицензии можно было лишить лишь по решению суда, теперь это можно сделать по желанию Наблюдательного совета.
Надо отметить, что закон президент подписал, несмотря на многочисленные протесты медиасообщества. Международная организация Internews Network обратила внимание Курманбека Бакиева на то, что «данный закон в нынешней редакции может негативно сказаться на деятельности всех без исключения вещателей страны». То же мнение высказал и представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Миклош Харасти, попросивший Бакиева наложить вето, мотивируя это тем, что «в противном случае будет ограничена независимость общественного вещания».
Президент на обращения общественности отреагировал своеобразно – закон подписал, но поручил министерствам юстиции, культуры и информации рассмотреть все поступившие замечания и предложения и внести соответствующие предложения в правительство.
Оппозиционные политики уже не раз высказывали мнение, что власти республики пытаются ограничить свободу слова. Дополнительным аргументом для таких утверждений послужило решение Первомайского районного суда Бишкека, принятое 2 июня. Суд удовлетворил иск племянника президента к двум оппозиционным изданиям, обязав каждое выплатить по миллиону сомов (660 тыс. рублей). Ранее издания опубликовали статьи, в которых высказали подозрение в причастности родственника президента в ДТП.
Представители оппозиционных изданий «Dе-факто» и «Алиби» назвали решение суда незаконным. Как сообщила «НГ» главный редактор «Dе-факто» Чолпон Орозобекова, «это политический заказ┘ судя по размерам иска, главная цель – закрыть оппозиционные издания. Иски на огромные суммы оппозиционным изданиям выставлялись и при Акаеве, история повторяется».
Бишкек