Официальный Тбилиси в понедельник начал осуществлять политико-пропагандистские акции в связи с вводом в Абхазию подразделений российских Железнодорожных войск. МИД Грузии вручил ноту протеста послу России Вячеславу Коваленко и поставил в известность о происходящем в неподконтрольной автономии Вашингтон. По словам представителя Госдепартамента Шона Маккормака, Америку эта новость ужаснула.
Чрезвычайный и Полномочный посол России в Грузии Вячеслав Коваленко в понедельник был приглашен в МИД страны пребывания, где получил тридцать восьмую за год ноту протеста: ввод 400 военнослужащих Железнодорожных войск РФ в Абхазию Тбилиси расценивает как подготовку к интервенции. После беседы в МИДе посол заявил журналистам, что в Абхазии ничего особенного не происходит, и попутно категорически опроверг циркулирующие в Тбилиси слухи о том, что 27 сентября (в этот день грузинские войска оставили Сухуми. – «НГ») Россия признает независимость Абхазии.
Обвинение в интервенции, брошенное Грузией в адрес России, не осталось без внимания Запада. Озабоченность вводом войск выразила НАТО. Реакция главного мирового опекуна Грузии – США, была более эмоциональной. Вашингтон проигнорировал объяснения абхазской стороны, утверждающей, что «восстановление железной дороги – это чистая экономика, а не политическое или военное мероприятие, имеющее отношение к грузино-абхазскому конфликту». И в понедельник утром в Тбилиси не без удовольствия ознакомились с эмоциональной реакцией представителя Госдепартамента Шона Маккормака, выразившего «крайнюю обеспокоенность решением Москвы направить в Абхазию Железнодорожные строительные войска».
«США привело в ужас заявление российского Министерства обороны от 31 мая о том, что оно намерено направить больше военных сил, включая Железнодорожные строительные войска, в грузинский регион – Абхазию, без согласия грузинского правительства», – заявил американский чиновник. Представитель Госдепа поведал, что Вашингтон поставил в известность российское правительство о своем беспокойстве и в связи с происходящим «находится в постоянном контакте с грузинскими властями». «Этот шаг России особенно трудно осознать с учетом сделанного на прошлой неделе Грузией заявления в Совбезе ООН о том, что она прекратила разведывательные полеты беспилотных летательных аппаратов над Абхазией», – заявил Шон Маккормак.
В самом Тбилиси тоже «трудно осознают» ввод военных железнодорожников в Абхазию, но смотрят на ситуацию под другим углом. А именно с учетом заявления премьер-министра РФ Владимира Путина французскому изданию Le Monde, в котором он положительно отозвался о плане урегулирования грузино-абхазского конфликта, выдвинутом Михаилом Саакашвили, и выразил надежду на то, что «он постепенно будет реализован». Напомним, что предложения Саакашвили подразумевают широкий автономный статус Абхазии в составе Грузии.
«Заявление Владимира Путина оказалось в некотором роде неожиданным, но его значение переоценивать не стоит – признаков того, что абхазская сторона сядет за стол переговоров и начнет обсуждать план Саакашвили, пока нет», – заявил «НГ» руководитель Международного центра по конфликтам и переговорам, профессор Георгий Хуцишвили. Что же касается ввода Железнодорожных войск в Абхазию, то реакция грузинских властей в другое время могла быть не столь острой, как сейчас, считает он. «Момент для ввода подразделений, которые привели бы в порядок абхазскую железную дорогу, выбран неудачный. Реально – ничего особенного в этом нет, и цель поставлена вроде бы гуманная. Но с учетом обострившейся в последнее время ситуации в Абхазии действия Москвы грузинская сторона не может оценивать иначе», – считает Георгий Хуцишвили.
Несмотря на эскалацию напряженности в российско-грузинских отношениях, президент Грузии Михаил Саакашвили в минувшие выходные вновь заявил о готовности нормализовать их. «Грузия готова сотрудничать с Россией, но не за счет ущемления своей свободы и отказа от своих территорий», – заявил он в интервью украинскому телеканалу «Интер». По его словам, ненормально, когда «отношения с Москвой осложняются из-за намерения Тбилиси и Киева присоединиться к НАТО». «НАТО – это не отдельный вопрос, это вопрос в целом: имеем ли мы право сами выбирать с кем быть, в каких отношениях быть и когда эти отношения устанавливать...» – заявил Саакашвили.
Местные аналитики считают, что ответ на вопрос, какими будут российско-грузинские отношениях в ближайшем будущем, может быть получен на приближающемся неформальном саммите глав государств СНГ, в рамках которого запланирована первая встреча Михаила Саакашвили и Дмитрия Медведева. Похоже, и Кремль понимает, что переговоры могут быть последним шансом на улучшение отношений в ближайшей перспективе: на прошлой неделе в Тбилиси был командирован замсекретаря Совбеза Юрий Зубаков, который в закрытом режиме обсудил с грузинским президентом детали предстоящей встречи.
Профессор Хуцишвили оптимизма относительно улучшения межгосударственных отношений не выражает. «Переговоры полезны, но встреча, скорее, будет носить формальный характер и вряд ли ознаменует новый этап во взаимоотношениях государств», – сказал Хуцишвили «НГ».
На момент подписания номера в печать стало известно, что Михаил Саакашвили созвал заседание Совета национальной безопасности. По его итогам глава МИД Эка Ткешелашвили заявила, что Грузия требует немедленного вывода из Абхазии и железнодорожных войск, и дополнительного контингента миротворцев.