Ввод в субботу подразделений железнодорожных войск РФ в Абхазию Тбилиси расценил как акт агрессии со стороны России. Москва объяснила, что войска введены для восстановления абхазского участка российско-грузинской железной дороги. Объяснение не удовлетворило официальный Тбилиси, рассматривающий механизмы адекватного ответа в рамках международного права.
Генеральный директор «Абхазских железных дорог» Гурам Губаз в субботу сообщил журналистам, что россияне прибыли ночью 30 мая по просьбе властей Абхазии. «Состояние участка железной дороги Сухуми–Очамчира настолько плохое, что его реабилитация может затянуться до четырех месяцев», – сказал Губаз. По словам министра иностранных дел непризнанной республики Сергея Шамбы, восстановление дороги необходимо в преддверии Олимпийских игр в Сочи, так как в строительстве объектов предполагается использовать инертные материалы из Абхазии. «Дорога также нужна для перевозки различных грузов российских миротворцев, дислоцированных в зоне конфликта», – сообщил министр.
В специальном сообщении Минобороны РФ говорится, что «в соответствии с решением президента РФ об оказании гуманитарной помощи республике Абхазия и в связи с обращением правительства республики... организована работа по восстановлению дорожных направлений, в которой принимают участие подразделения и спецтехника железнодорожных войск РФ (без вооружения)».
Но объяснения не удовлетворили грузинскую сторону. «Военные находятся на территории Грузии незаконно, а потому должны покинуть эту страну», – заявил «НГ» госминистр по реинтеграции Темури Якобашвили. По его словам, нет гуманитарного оправдания тому, что они якобы помогают ремонтировать дорогу – войска остаются войсками.
Замминистра обороны Грузии Бату Кутелия на встрече с журналистами заявил: «По принципам военного планирования происходящее является подготовкой инфраструктур для агрессии... Россия готовит широкомасштабную военную интервенцию с целью аннексии и оккупации территории Грузии... Наша реакция будет адекватной с использованием всех международных норм».
«Войска введены на грузинскую территорию без согласования, а потому мы имеем дело с агрессией», – заявил на специальном брифинге в субботу заместитель министра иностранных дел Грузии Григол Вашадзе. Он сообщил, что спецслужбы обладают полной информацией о ситуации в Абхазии, но по просьбе Минобороны Грузии на данный момент МИД ее не разглашает. «Мы пригласили посла России в Тбилиси, которому в связи с этим будет передана нота протеста... Мы начинаем работу со странами-друзьями, чтобы дать ответ на агрессивные действия России», – заявил Вашадзе.
Между тем российская сторона к объяснениям по поводу ввода железнодорожных войск в Абхазию склонна добавить еще один аргумент: дескать, договоренность о восстановлении железнодорожного сообщения была достигнута в ходе встречи президентов Владимира Путина и Эдуарда Шеварднадзе в Сочи еще в марте 2003 года. Это, однако, не совсем так.
Как сообщил «НГ» источник, занимавший высокую должность в правительстве Шеварднадзе, в Сочи «Путин выразил заинтересованность в восстановлении абхазского участка дороги, чтобы наладить железнодорожное сообщение с Азербайджаном, Арменией, Турцией... Тогда была достигнута договоренность о создании трехсторонней комиссии, которая изучила бы состояние дороги, определила смету и график работ. Она могла даже стать четырехсторонней – проектом заинтересовался Ереван, находящийся в полублокаде. Но дальше слов дело не пошло», – сообщил «НГ» собеседник.
Напомним, что грузино-абхазский конфликт начался с того, что в 1992 году войска Госсовета Грузии под предлогом борьбы с бандитизмом на железной дороге были введены в Гальский район (по некоторым данным, по согласованию с руководством Абхазской автономной республики). Вскоре ситуация вышла из-под контроля: начались столкновения грузинских войск с абхазскими формированиями, которые переросли в войну, завершившуюся потерей Тбилиси юрисдикции над Абхазией и провозглашением ею независимости.