В Казахстане с 1 июня вводится запрет на экспорт нефтепродуктов. Эмбарго в отношении бензина и дизельного топлива будет действовать временно – до 1 сентября. Это мера регулирования, объяснили «НГ» в правительстве, вынужденная, потому как необходимо стабилизировать внутренний рынок, где цены на ГСМ растут бесперебойно. Причина тому, считают в Минэнерго, – увеличение стоимости сырой нефти на внешних рынках.
Это взяли на заметку недропользователи, которые стараются по максимуму вывозить свое углеводородное сырье. А уж если и решили обеспечить внутренние нужды страны, то стараются извлечь из этого максимальную прибыль. И в этом им успешно помогают недобросовестные перекупщики, которые даже умудряются реэкспортировать горюче-смазочные материалы.
Согласно официальным данным, за первый квартал из республики было вывезено в полтора раза больше, чем за прошлогодний период, дизельного топлива и бензина – 279 тыс. и 42 тыс. тонн соответственно. Причем основная часть бензина – 85% – была экспортирована в страны СНГ.
Между тем в самом Казахстане картина складывается удручающая, особенно в регионах. Скачки цен на дизтопливо, перешедшее в разряд дорогого топлива, в одних областях варьируются от 30 до 40%, в других его вообще нет. Дефицит ГСМ и его дороговизна побуждают автоперевозчиков ставить вопрос о пересмотре тарифов в сторону увеличения. Аграрии теперь прогнозируют рост цен и на свою продукцию, поскольку в посевную кампанию были обеспечены ГСМ по завышенной стоимости.
Благодаря принятым мерам правительство скорректирует цены на ГСМ в течение трех месяцев. И для уборочной кампании будут созданы резервные объемы, заявили «НГ» в Минэнерго.
По мнению же независимого казахстанского эксперта Василия Лукьянчикова, в данном случае можно говорить лишь об относительной стабилизации национального рынка. Правительство и в прошлые годы неоднократно использовало подобную меру запрета, однако это не решало существующих проблем. Дело в том, что количество нефтепродуктов, производимых на казахстанских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), полностью не обеспечивает внутренние потребности страны. К тому же сами НПЗ недостаточно загружены, пояснил «НГ» Лукьянчиков.
На ценовую ситуацию влияет и импорт из соседней России, откуда в Казахстан поступают большие объемы высокооктановых марок бензина. И потому, считает эксперт, ссылка правительства на внешние факторы – мировые цены – не вполне корректна. «Казахстан как нефтяная страна может отрегулировать ценообразование в свою пользу, при условии, что внутренний рынок полностью обеспечивается продукцией», – заметил Лукьянчиков. По его мнению, введя экспортный запрет, «не удастся остановить контрабандный вывоз ГСМ, который осуществляется в основном в Киргизию».
Астана