В Грузии обнародованы итоги выборов парламента, состоявшихся 21 мая. Они оказались победными для партии власти, которая получила в Законодательном собрании 120 мест из 150. «Национальное движение», лидером которого является Михаил Саакашвили, теперь представляет парламентское большинство, что означает: внешнеполитический курс власти, а также ее внутренняя политика останутся неизменными. С этим придется считаться властям Абхазии, Южной Осетии, а также сочувствующей им Москве.
То, что правящее «Национальное движение» опять получило конституционное большинство в высшем законодательном органе страны, позволит «националам» работать без оглядки на другие силы.
Угрозы прошедших в парламент оппозиционеров бойкотировать его работу серьезных последствий иметь не будут: у депутатов от партии власти достаточно голосов, чтобы провести в жизнь любое решение. Правда, президент Михаил Саакашвили обещал, что мнение оппозиции обязательно будет учитываться при принятии законов, но все в Грузии понимают, что это всего лишь жест.
Лидеры Объединенной оппозиции Грузии (ООГ) отказались от представительства в парламенте, объявив итоги выборов фальсифицированными. Сокрушительное поражение оппозиционеров вынудило их в очередной раз объединиться и объявить о возобновлении акций неповиновения. И уже 26 мая – в День независимости Грузии – они запланировали грандиозное шествие по Тбилиси. Но что это даст?
Оппозиция, по данным ЦИКа, проиграла выборы вчистую. И по пропорциональным партийным спискам, и по одномандатным мажоритарным округам. Переоценившая свои возможности и вышедшая на выборы отдельно от ООГ Республиканская партия вновь готова к объединению. Лейбористы тоже. Но их недоверчивый лидер Шалва Нателашвили в последний момент выдвигает условие: лейбористы откажутся от полученных мандатов, если такой шаг предпримут все прочие оппозиционные силы.
С ООГ проблем нет. Проблема – с Христианско-демократическим движением (ХДД) тележурналиста Георгия Таргамадзе. Еще до выборов по Тбилиси ходили слухи о тайном альянсе этой партии, сколоченной всего два месяца назад, с «националами». Сенсационный успех ХДД, самостоятельно преодолевшей пятипроцентный барьер, и расплывчатая позиция ее лидера в деле нового «глобального объединения оппозиции» укрепили эти подозрения.
Впрочем, с Таргамадзе или без него, оппозиционеры сегодня утром в День независимости Грузии намерены собрать своих сторонников около Дворца спорта и пройти маршем по проспекту Руставели к площади Свободы. В это же время на проспекте состоится военный парад, посвященный торжественной дате. Принимать его будет президент и главнокомандующий Михаил Саакашвили.
Накануне вечером сидим с тбилисскими коллегами в одном из уютных кафе в старой части Тбилиси. Наэлектризованность, как перед грозой. Ситуация непредсказуемая. Пойдут оппозиционеры маршем или все-таки дадут задний ход? Из-за соседних столов иногда доносятся имена представителей власти и оппозиции. Тема разговоров, очевидно, та же, что и у нас. Коллега из местного информационного агентства считает, что оппозиция свой шанс прошляпила. «Когда 5 января победителем президентских выборов был объявлен Саакашвили, на улицу, несмотря на непогоду и праздник Рождества, вышло полмиллиона человек. Может, чуть меньше, но значительно больше, чем на ноябрьских акциях, когда собиралось до 200 тысяч. Приехали из регионов, причем какой-то особенной спецагитации не было, люди прибывали в Тбилиси по собственной инициативе. Но, дойдя до площади Свободы, после короткого совещания лидеры оппозиции вдруг объявили о прекращении акции и назвали дату следующего митинга. Люди их не поняли», – говорит он. Вслед за ним свои соображения относительно 26 мая высказывают другие сотрапезники. Единого мнения нет. «Оппозиции надо что-то делать, иначе это ее конец». Кто-то говорит о якобы начавшихся тайных переговорах лидеров ООГ с властями. Но все – на уровне предположений.
Чтобы выбраться из старого квартала, таксист долго петляет по узеньким, мощенным камнем улицам: дороги перекрыты – на Руставели последние репетиции военного парада и центр столицы парализован. Таксист Амберки, вырулив наконец из лабиринтов старого квартала на набережную Куры, отпускает пару крепких слов в адрес готовящегося парада: «Кого они пугать собираются?»
Амберки не в восторге от Саакашвили, но его противников не готов принять. Он говорит о том, что у многих лидеров оппозиции личные счеты с президентом, а потом неожиданно заключает: «За все время их выступлений я не понял, что и как конкретно они собираются делать. Как они страну хотят строить? Их послушать – у каждого козырный туз в рукаве: приду во власть, и Грузия поднимется. Но как – не говорят».
Тбилиси