Белоруссия продолжает осваивать иранское направление внешней политики. Александр Лукашенко утверждает, что для тесного сотрудничества с Ираном у Минска нет никаких препятствий. Правительство же признает, что задуманные белорусско-иранские экономические проекты тормозятся.
«У нас нет никаких недомолвок и проблем во взаимоотношениях с Ираном, фундаментом которых является торгово-экономическое сотрудничество», – оценил состояние двухсторонних отношений Лукашенко на встрече с министром промышленности и шахт Ирана Али Акбаром Мехрабьяном в четверг.
Накануне вечером иранская делегация встречалась с главой белорусского правительства. Минск ожидает от иранской стороны более активных действий по реализации совместных проектов, сообщила по итогам встречи пресс-служба Совмина Белоруссии. «Пришло время определиться со сроками реализации проектов как в Иране, так и на территории Беларуси», – сказал глава правительства Белоруссии Сергей Сидорский. Причем делать это надо без промедления.
Ранее «НГ» сообщала о том, Белоруссия и Иран договорились о реализации двух масштабных проектов. В Белоруссии должно быть организовано сборочное производство иранских автомобилей «Саманд», а в Иране – разработка нефтяного месторождения Джофеир. Оба проекта с момента договоренности вперед не продвинулись по вине иранской стороны. Так, более года назад стороны подписали пакет документов по организации сборочного производства «Самандов» в Белоруссии, под Минском. Среди них был меморандум о том, что иранский автомобильный холдинг «Иран Ходро» приобретет 40% ЗАО «Юнисон» и начнет организацию там производства кузовного и покрасочного производства. Однако покупка пакета акций состоялась только теперь, о чем сообщил после встречи с главой белорусского правительства министр промышленности и шахт Ирана. На 1 июня стороны наметили старт проекта по созданию покрасочного и кузовного производства. Предполагается, что новые мощности завода торжественно откроются в начале 2010 года. Планируется выпускать там около 60 тыс. автомобилей в год и продавать их не только на внутреннем рынке Белоруссии, но и в России и странах СНГ.
«Мы договорились об ускорении реализации нефтяного проекта на территории Ирана», – процитировала пресс-служба правительства Белоруссии Али Акбар Мехрабьяна, рассказывая о перспективах его реализации. По его словам, проект должен быть утвержден экономической комиссией Ирана. Ранее сообщалось, что в этом году Белоруссия должна получить первую иранскую нефть. В дальнейшем планируется добывать там около 40 тыс. баррелей в сутки.
Местные эксперты объясняют промедление иранских инвесторов недоверием к инвестиционному климату Белоруссии. Они отмечают, что разговоров о дружбе и сотрудничестве с Ираном, Венесуэлой, Китаем и т.д. гораздо больше, чем инвестиций из этих стран. Китай, в частности, охотно предлагает кредиты, а вкладывать средства не торопится. Потому что нет эффективных проектов, утверждают местные эксперты. Нереформированные государственные предприятия и несамостоятельные в принятии решений «красные» директора не способны к креативу и риску, утверждают они.
Минск