Минский автомобильный завод (МАЗ) и «Русские машины» договорились вместе противостоять иностранным конкурентам, однако форма будущего сотрудничества пока не называется. Местные эксперты считают возможным участие российских инвесторов в приватизации МАЗа.
«Нам надо вместе работать, чтобы получать наибольшую выгоду от наших совместных проектов, чтобы мы смогли противостоять в этой жесткой конкуренции», – сказал Александр Лукашенко в ходе встречи с председателем наблюдательного совета компании «Базовый элемент», председателем совета директоров ОАО «Русские машины» Олегом Дерипаской.
Официального подтверждения планов участия российского капитала в приватизации местная общественность в этот раз не дождалась. Представители белорусских властей, как, впрочем, и российского бизнеса, упорно твердили, что речь не шла о продаже акций белорусского предприятия. Тем более что и акций пока нет – МАЗ остается республиканским унитарным предприятием.
В то же время местные эксперты обращают внимание на то, что участие инвестора возможно уже на стадии приватизации. Это во-первых. Во-вторых, уже с начала года в Минске идут разговоры о том, что на МАЗе ведутся работы, предваряющие акционирование. И хотя официально о намерениях акционировать предприятие не объявлялось, в марте заместитель министра промышленности Белоруссии Валентин Гуринович в ходе заседания круглого стола по вопросам дизельного автомобилестроения подтвердил, что такие работы идут. Кстати, тогда же замминистра называл в качестве претендентов на долю в капитале МАЗа – российские ГАЗ (входит в состав «Русских машин») и КамАЗ. При этом из слов Гуриновича следовало, что участие инвестора в приватизации возможно уже на стадии акционирования. «Мы получили предложение от ГАЗа и КамАЗа по их возможному участию в акционировании Минского автозавода», – сказал тогда замминистра.
Стороны заявляют, что еще не исчерпали себя всевозможные формы кооперации и, говоря о сотрудничестве, необязательно вести речь об объединении капиталов. Однако косвенным доказательством того, что стороны скрывают свои истинные намерения и предмет переговоров, могут служить туманные высказывания Лукашенко, прозвучавшие в эфире местного телевидения. «Я готов в этом отношении принимать решение, если мы согласуем подходы и общее видение перспектив», – сказал белорусский президент. В то время как для кооперации достаточно решений на уровне предприятий.
Упоминал белорусский лидер и «рыночные принципы», на которых обязательно должно строиться дальнейшее сотрудничество, «если мы начнем торговаться». Напомним, что в 2001 году Олег Дерипаска уже делал предложение белорусским властям. Тогда он предлагал за МАЗ 50 млн. долл. Сделка не состоялась, так как белорусскую сторону предложенная сумма не устроила.
Правда, местные наблюдатели находят факты, дающие основания сомневаться в том, что сторонам удастся договориться. На объявленный брифинг по итогам переговоров с президентом Белоруссии Олег Дерипаска не пришел. Генеральный директор ОАО «Русские машины» Валерий Лукин, встретившись с журналистами, говорил о том, что акционирование МАЗа будет возможно в том случае, «если оценки итогов встречи совпадут».
Минск