Вчера в Ашхабад прибыл специальный представитель генерального секретаря НАТО по странам Центральной Азии и Кавказа Роберт Симмонс. Основной темой на переговорах с руководством Туркмении станет расширение сотрудничества страны с Альянсом. Исходя из доктрины стратегического присутствия НАТО в том или ином регионе, Альянс готов взять роль альтернативного фактора безопасности в Центральной Азии.
Туркмения – вторая страна, куда прибыл спецпредставитель генсека НАТО Роберт Симмонс. В рамках своего центральноазиатского турне он уже побывал в Казахстане, где с президентом Нурсултаном Назарбаевым обсуждал программу сотрудничества по защите энергетической инфраструктуры и продвижению проекта строительства железной дороги Line Communication. Этот маршрут, как ранее писала «НГ», спроектирован через территории Украины, Белоруссии, России, Казахстана, Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. Альянс, по словам Роберта Симмонса, по Line Communication намерен организовать доставку «несмертоносных грузов» в Афганистан, где НАТО продолжит руководство военными операциями до 2011–2012 годов. «После чего, очевидно, сохранит свое присутствие еще на шесть-семь лет для проведения подготовки и обучения национальной армии Афганистана, налаживания администрирования», – заявил Симмонс.
В Астане Роберт Симмонс получил согласие властей на транзит грузов НАТО через Казахстан. Как полагают эксперты, проблем не должно возникнуть и в других странах Центрально-Азиатского региона, поскольку натовские грузы будут рассматриваться как «товары», облагаемые транзитными тарифами. Правда, ни одна из сторон, участвующая в переговорах, пока не назвала конкретных цифр. В дальнейшем «НАТО будет добиваться от транзитных стран разрешения на перевозку военных грузов», считает издание Eurasianet.
Для продолжения обсуждения этих вопросов Симмонс и приехал в Ашхабад. По сообщению государственного агентства TDH, за время пребывания в туркменской столице Роберт Симмонс проведет переговоры с министрами иностранных дел и обороны. Как ожидается, сегодня его примет президент Гурбангулы Бердымухамедов. Как известно, именно по инициативе Роберта Симмонса туркменский лидер принял участие в саммите НАТО 4 апреля в Бухаресте. Тогда в румынской столице Бердымухамедов объявил о готовности расширить сотрудничество с Альянсом и предложил дополнительные миротворческие услуги. В частности, он готов открыть на территории Туркмении тренировочные лагеря для подготовки натовских голубых касок, а также разместить склады и тыловые базы для снабжения войск НАТО. Кроме того, Бердымухамедов дал согласие на транзит грузов Альянса по железным дорогам Туркмении в Афганистан. Железная дорога, построенная еще в советское время, соединяет туркменскую Кушку с северными провинциями Афганистана. Альянс благодаря туркменской ветке может доставлять грузы в обход России – из Турции через Грузию, Азербайджан, далее паромом через Каспийское море на туркменское побережье и далее – в Кушку.
Кроме того, Туркмения интересует Североатлантический альянс и как поставщик энергоресурсов в Европу. НАТО готовится осуществлять новые для себя функции гаранта энергетической безопасности. Опыт в этом направлении имеется. Как заметил Роберт Симмонс, «НАТО уже 40 лет занимается проблемой энергетической безопасности, в ее структуре существует Агентство по нефтепроводам и газопроводам». «Самый крупный риск энергетики – угроза терроризма», – отметил Симмонс. Он сообщил, что под эгидой НАТО налажен механизм обмена профильными разведданными, в том числе с Казахстаном.
Как заметил «НГ» президент Фонда востоковедческих исследований профессор МГИМО Сергей Лузянин, энергетический фактор в отношениях Ашхабада с Вашингтоном и Брюсселем сегодня превалирует над военным. «Новый лидер Туркмении продемонстрировал большую открытость и активность в переговорах с Западом, особенно в том, что касается строительства трубопроводов», – сказал Лузянин.
По мнению эксперта московского Центра Карнеги Алексея Малашенко, «НАТО, даже если в Туркмении не произойдет должной демократизации, и так построит нужные ему трубопроводы». «НАТО в Центральной Азии – это символ. И продвижение Альянса необходимо воспринимать спокойно. Я в этом процессе не вижу угрозы интересам России, учитывая те опасности, которые таят в себе плохо защищенные границы региона с Афганистаном», – заметил «НГ» Алексей Малашенко.