На минувшей неделе в Сухуми прибыли представители Госдепартамента США. Заместитель помощника госсекретаря США Мэтью Брайза и посол США в Грузии Джон Тэфт предложили руководству непризнанной республики посреднические услуги в диалоге с Тбилиси. По словам собеседников «НГ» в Сухуми, президент Абхазии поставил условием возобновления переговоров с Грузией вывод грузинских войск из Кодорского ущелья.
Визит американской делегации вызван опасениями Вашингтона, что процессы вокруг Абхазии могут принять нежелательный характер. Всю минувшую неделю ситуация в непризнанной республике балансировала на грани войны, с обеих сторон звучали агрессивные заявления.
Напомним, что 29 апреля Россия заявила о решении увеличить свой миротворческий контингент в Абхазии до максимальных пределов, определенных ранее подписанными соглашениями. 30 апреля через Сухуми в сопровождении милицейских машин с мигалками прошла колонна бронетехники и грузовиков с личным составом российских миротворцев. Они заняли наблюдательные посты и начали обустраивать новый лагерь в Ткуарчальском районе Абхазии, в непосредственной близости от Кодорского ущелья. Это объяснялось тем, что, по информации абхазской стороны, Тбилиси усилил в последние дни свою военную группировку в верхней части этого ущелья. Впрочем, численность российских миротворцев в Абхазии пока остается ниже допустимой: сейчас их здесь 2,5 тыс., в то время как соглашением допускается 3 тыс.
4 мая абхазские военные сообщили, что сбили над Гальским районом еще два грузинских самолета-шпиона, а 8 мая – что уничтожили еще один грузинский беспилотник, который якобы нес ракету «воздух-воздух». Между тем власти Абхазии заявили, что получили информацию о подготовке Тбилиси к военной операции. Как заявил замминистра обороны Абхазии Гарри Купалба, «агрессия со стороны Грузии может начаться в ближайшие несколько суток». А российский телеканал «Звезда» 8 мая сообщил со ссылкой на информацию из ближайшего окружения Саакашвили, что Грузия может начать военное вторжение в Абхазию в ночь на 9 мая. Официальный Тбилиси назвал все эти сообщения провокацией.
Тем не менее руководство Абхазии привело вооруженные силы республики в состояние повышенной боевой готовности. А представитель президента Абхазии в Гальском районе Руслан Кишмария заявил, что эта информация была распространена с провокационными целями. В Сухуми полагают, что тактика Тбилиси и его союзников на данном этапе состоит в том, чтобы любыми средствами скомпрометировать миротворческую миссию России в Абхазии и добиться замены российских миротворцев международными силами, которые будут закрывать глаза на действия грузинской стороны, подобно тому, как миротворцы в Косово закрывали глаза на бесчинства албанцев по отношению к сербам.
Характерно, что в эти дни в Тбилиси опять звучали заявления, что Россия является не миротворцем, а стороной конфликта (в частности, из уст спикера парламента Нино Бурджанадзе). Им вторили и представители Госдепа. На пресс-конференции в Тбилиси накануне визита в Абхазию Мэтью Брайза заявил, что «медиаторы и миротворцы не делают таких заявлений, которые содержат военную угрозу в отношении участников конфликта» (он имел в виду заявления Москвы о готовности защитить население Абхазии). А его начальник, заместитель госсекретаря США Дэниэл Фрид сообщил, что администрация Джорджа Буша будет просить президента РФ Дмитрия Медведева отменить распоряжения Путина по Абхазии и Южной Осетии. Он подчеркнул, что «эти президентские распоряжения ставят под вопрос роль России как нейтрального «обеспечителя» проводимого под эгидой ООН мирного процесса по Абхазии».
«Целью визита американцев было обсудить возможности возобновления переговорного процесса и оценить, насколько воинственно мы настроены, – заявил «НГ» министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба, который участвовал в переговорах. – На самом деле они вовсе не настаивали на плане Саакашвили. Мы им сообщили, что у нас существует свой план, предложенный еще два года назад, под названием «Ключ к будущему». Они пообещали, что одинаково внимательно отнесутся к обоим планам. Мы подтвердили нашу позицию, что переговоры возможны только после того, как Грузия вернется в рамки достигнутых соглашений и выведет из Кодорского ущелья свои войска. А также заявили, что выход из Кодорского тупика – единственное, что мы готовы сейчас обсуждать, и не считаем целесообразными переговоры по политическим вопросам».
По словам Шамбы, Брайза сообщил, что Грузия запускает самолеты-разведчики, поскольку опасается агрессии России. Информация, передаваемая разведчиками, позволяет убедиться, что никакие операции против Грузии не готовятся. «Мы не согласны с такой позицией и считаем это нарушением достигнутых соглашений», – сказал Шамба.
Американская делегация настаивала на расследовании инцидента 20 мая, когда, по мнению Тбилиси, грузинский беспилотник был сбит российским истребителем МиГ-29. «Мы дадим согласие на расследование только в том случае, если получим ответы на свои вопросы. Являются ли эти полеты нарушением – это первое. Второе: они отрицают, что мы сбили еще три самолета. Пусть установят, сколько самолетов у них осталось и сколько было приобретено. И третье: были эти полеты согласованы с ООН?» Кстати, по словам Шамбы, Брайза в разговоре с абхазами вовсе не осуждал выход России из режима санкций по Абхазии.
Между тем резко изменилась риторика грузинской стороны. Президент Саакашвили заявил о желании наладить прямой диалог с Москвой. «Мы не должны общаться через Вашингтон и Брюссель, – заявил он. – Грузия не может воевать с Россией, у нас нет столько боеспособных частей, и НАТО нам в этом не поможет». Тем не менее Михаил Саакашвили подтвердил, что несколько дней назад Грузия была очень близка к войне с Россией и «эта угроза сохраняется». В Сухуми же считают, что угроза исходила от Грузии и только решительные действия Москвы предотвратили столкновение, казавшееся неизбежным.