Вчера в Люксембурге министры иностранных дел стран Евросоюза обсуждали «узбекский вопрос». Они оставили в силе санкции ЕС в отношении Узбекистана, введенные после андижанских событий 2005 года.
На заседании был принят документ, согласно которому санкции, введенные в отношении Узбекистана после андижанских событий в мае 2005 года, продлеваются на полгода. Более того, как сообщили «НГ» во внешнеполитическом ведомстве ЕС, если за это время ситуация с правами человека не изменится, то снова начнет действовать запрет на выдачу виз в страны Евросоюза для высших узбекских чиновников.
При этом ЕС намерен развивать сотрудничество с Узбекистаном и даже готов открыть в Ташкенте свое представительство. Об этом заявила комиссар Еврокомиссии по внешним связям и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер. По ее словам, это стало возможным после того, как Европа убедилась в успешности реформ, проводимых узбекскими властями. Речь идет, в частности, об отмене смертной казни, освобождении из тюрем ряда политзаключенных. В ЕС признают, что этих мер недостаточно, для того чтобы констатировать серьезные изменения в политике властей Узбекистана и уж тем более форсировать процесс установления сотрудничества ЕС с Узбекистаном.
«Единого мнения в ЕС в отношении Узбекистана нет», – отметила «НГ» эксперт по Центральной Азии и Кавказу Санобар Шерматова. Германия, являясь разработчиком Концепции ЕС в отношении Центральной Азии, лоббирует интересы Узбекистана и намерена добиться полной отмены санкций против этой страны. Кроме того, Германия, являясь едва ли не главным инвестором узбекистанской экономики, преследует еще и собственные интересы. Напомним, что Берлин арендует военный аэродром в Термезе для снабжения своих 2200 военнослужащих, входящих в коалиционные силы в Афганистане.
«ЕС удобно продолжать давление на Узбекистан, с тем чтобы добиваться новых уступок со стороны Ташкента», – отметила Шерматова. По ее мнению, если Германия сможет продолжить сотрудничество с Узбекистаном, то страны, власти которых настроены более критически по отношению к официальному Ташкенту, будут ставить вопрос о соблюдении прав человека. «Узбекистан нужен Европейскому союзу. Поэтому Брюссель будет проводить политику «маленьких» шажков», – полагает Санобар Шерматова. В итоге, как считают эксперты, ЕС не будет кардинально менять своего отношения к Узбекистану.
Эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко заметил «НГ», что даже небольшой пересмотр санкций против Узбекистана свидетельствует о новой магистральной линии в политике Евросоюза. «ЕС изменил тактику и признал право стран Центрально-Азиатского региона на собственный путь развития», – сказал Малашенко.